Найти в Дзене
«Телеграф»

Вялые паруса. Почему Петербург, развивая яхтенный туризм, уничтожает яхт-клубы

Оглавление

Фото: spbryc.ru
Фото: spbryc.ru

В Петербурге уже несколько лет продолжается спор за привлекательную территорию городского яхт-клуба профсоюзов на Петровской косе. На данный момент претензии на право заниматься ее дальнейшим развитием ведут городские чиновники, руководство профсоюзов и несколько крупных девелоперских компаний. В эпицентре противостояния оказались яхтсмены, которых давно бы уже попросили из старейшего яхт-клуба страны, если бы не идея сделать Петербург столицей яхтенного туризма, которую декларирует Смольный. «Телеграф» изучил историю конфликта и обнаружил, что выход из возникшей тупиковой ситуации находится там же, где вход.

В начале славных дел

Любой житель Петербурга, не связанный с парусным спортом, на вопрос, где находится городской яхт-клуб, уверенно укажет на Петровскую косу и белое пирамидально-ромбоидальное здание на ее оконечности. Более осведомленный в вопросах взаимоотношений ветра и паруса человек может добавить, что это старейший яхт-клуб России. Но только настоящий яхтсмен-петербуржец констатирует, что это единственное сохранившееся место в городе, где можно заниматься яхтингом на общественных началах. И с грустью добавит: «Впрочем, если дело так пойдет дальше, и ему существовать осталось недолго».

Образовавшись в 1860 году как Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб, организация пережила два главных потрясения ХХ века — Октябрьскую революцию и Великую Отечественную войну, сумела приспособиться к новым требованиям 90-х годов, но оказалась на грани исчезновения в наступившие времена лихой городской застройки позднего путинизма.

В 1992 году Санкт-Петербургский яхт-клуб профсоюзов был переведен на самообеспечение. На деле это должно было завершиться быстрой смертью яхт-клуба, вслед за его многочисленными петербургскими собратьями, которые не вынесли тягот перестройки. Однако яхтсмены убедили руководство пойти по необычному пути и подписать трудовой договор.

Согласно документу, яхтсмены взяли на себя содержание флота (подъем-спуск яхт, оплата электроэнергии, водоснабжения) и обеспечение спортивной учебы. Яхт-клуб, в свою очередь, предоставлял условия для ремонта и бесплатного хранения яхт, а также взялся обеспечивать условия для занятий гонками. Яхты остались в собственности клуба, передать судна в оперативное управление экипажам начальство отказалось. Яхтсмены, как члены профсоюза, уплачивающие взносы, имели право безвозмездного пользования имуществом профсоюзов, т.е. флотом яхт.

«С 1992 года у нас были периоды дружбы и конфликтов. Каждый новый директор яхт-клуба удивлялся, почему мы бесплатно пользуемся яхтами и парковочными местами, и пытался сдавать их нам в аренду. В какой-то момент нам даже хотели эти лодки продать. Но каждый раз нам удавалось объяснять профсоюзному начальству, что все должно остаться как есть», — вспоминает член президиума Санкт-Петербургского парусного союза Никита Бриллиантов.

Яхтсмены взяли на себя содержание флота, который оставля в собственности клуба. Фото: spbryc.ru
Яхтсмены взяли на себя содержание флота, который оставля в собственности клуба. Фото: spbryc.ru

Вижу землю!

Яхт-клуб постоянно становился мишенью для атаки бизнесменов самых разных уровней. В 1992 году «СовТрансАвто» планировало построить здесь лесопилку, чтобы изготавливать гробы и оконные рамы. Спустя десять лет возникли планы по строительству контейнерного терминала грузового порта. В конце первого десятилетия планы относительно территории яхт-клуба на Петровской косе озвучивали «Газпром», который в итоге организовал собственный центр парусного спорта в Лахте, и Группа ЛСР, которая потом получила другие участки.

В конце 2015 года впервые возникла концепция развития территории яхт-клуба. Заказчиком проекта и инвестором выступила компания «Экохолдинг» братьев Вадима и Олега Епишиных, которые обещали вложить 6 млрд рублей за 49% акций яхт-клуба. Конкурс на выбор подрядчика для застройки и общественные слушания при этом не проводились. Готовый и согласованный проект представили членам Речного яхт-клуба, которые с удивлением обнаружили, что под нужды яхтсменов в проекте отведено менее 5% территории. Остальные площади должны были занять гостиница на 240 мест, спа-центр со спортзалом, конюшни и храм святого равноапостольного князя Владимира. Кроме того, в проекте предполагалось изменение зонирования с «рекреационной зоны с размещением объектов спорта» на деловую застройку, разрешающую возведение апартаментов.

Яхтсмены посчитали эту концепцию «уничтожением Санкт-Петербургского речного яхт-клуба» и составили письмо к губернатору Георгию Полтавченко с 700 подписями на нем. «Яхта для яхтсменов — дом и в море, и в порту и мало кто из них останавливается в гостиницах, просто нет такой практики даже во время проведения больших соревнований», — аргументировал тогда несогласие общественности председатель Совета капитанов яхт-клуба Игорь Дементьев. Ему вторили другие авторитетные эксперты, которые утверждали, что происходит «завуалированное перепрофилирование клуба». В итоге Смольный проект застройки не одобрил.

Яхта для яхтсменов — дом и в море, и в порту. Фото: sailingunion.ru
Яхта для яхтсменов — дом и в море, и в порту. Фото: sailingunion.ru

Чужой среди своих

Проект застопорился на два года, пока «Экохолдинг» и профсоюзы не затеяли новый «ход конем». В феврале 2018 года профсоюзное руководство назначило Вадима Епишина генеральным директором Санкт-Петербургского речного яхт-клуба, а его замом стал технический директор «Экохолдинга» Вадим Рубцов. Ни тот, ни другой к парусному спорту отношения ранее не имели, а Епишин никогда не скрывал увлечения лошадьми и даже имеет собственный конно-спортивный клуб в Конной Лахте. Зато новый руководитель яхт-клуба известен как бывший руководитель ЗАО «Торговый двор», тесно связанного с Игорем Яковлевым, сыном тогдашнего губернатора Петербурга Владимира Яковлева, при котором Владимир Дербин работал вице-губернатором в Смольном, а также руководил комитетом по труду.

Новая администрация сразу же занялась юридическим разделением территории, где смешались собственность города, профсоюзов и арендованные земли. Весной по распоряжению городского комитета по градостроительству и архитектуре специалисты НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга начали подготовку нового проекта. Параллельно яхтсмены разработали собственное альтернативное решение планировки территории Речного яхт-клуба профсоюзов, в котором было меньше коммерции и больше спорта, но в разработку все-таки взяли проект «Экохолдинга».

Как и следовало ожидать, 12 ноября, когда в администрации Петроградского района состоялись общественные слушания, девелоперские идеи были разбиты в пух и прах. «Уши коммерции» торчали буквально отовсюду, начиная с задачи проекта, указанной в документации: «устройство спортивных площадок для занятия спортом и физкультурой, в том числе водным». То есть на территории яхт-клуба занятия водными видами спорта отводятся на второй план.

«Мы были против этого ППТ по заказу Смольного, потому что в нем нет ни слова про парусный спорт. Учитывая идущее на Петровской косе строительство жилого комплекса ЛенСпецСМУ, им выгоднее там иметь обычные спортивные площадки, а не каких-то яхтсменов с яхтами», — считает Никита Бриллиантов.

Это подтверждается строительными планами девелоперов. Постройки в Рабочей гавани, где сейчас происходит спуск и подъем яхт, предлагается снести, и перенести объекты для обслуживания судов вглубь полуострова. Это совершенно не устраивает яхтсменов. Во-первых, территория, на которую разработчики предлагают переехать, меньше по площади и к тому же на правах долгосрочной аренды принадлежит предприятию «Спецтранс», а берег в этой части занимают постройки Минобороны. Даже если транспортников и военных удастся мирно выселить, владельцы судов столкнутся с другой проблемой. Небольшая глубина возле берега и сильное течение в этом месте не дадут осуществлять подъем/спуск. Поэтому каждый год яхтсменам минимум дважды (на зимнее хранение и обратно) придется перевозить свои плавсредства по дороге общего пользования, что потребует специального разрешения ГИБДД.

В ППТ по заказу Смольного нет ни слова про парусный спорт.
В ППТ по заказу Смольного нет ни слова про парусный спорт.

Свой среди чужих

На официальных мероприятиях и нечастых встречах с прессой глава Ленинградского федерации профсоюзов Владимир Дербин уверяет, что заинтересован в развитии парусного спорта на Петровской косе. Однако в решениях и поступках профсоюзного лидера первым делом выступает получение коммерческой выгоды. В кругах яхтсменов уверены, что Дербин намерен выгодно продать территорию яхт-клуба. И если бы не чехарда с земельно-имущественными отношениями на Петровской косе, давно бы так и поступил.

Пока же профсоюзы стараются придерживаться стратегии извлечения максимального дохода при минимальных вложениях в инфраструктуру. По самым скромным подсчетам, сегодняшние хозяева яхт-клуба зарабатывают на сдаче в аренду помещений под рестораны и магазины, а также стояночных мест для яхт на воде и берегу. По запросу «Телеграфа» эксперты оценили возможную чистую прибыль от подобной деятельности в сумму около 30 млн рублей в год. Однако официальные данные бухгалтерии профсоюзы не раскрывают. В программном интервью газете «Санкт-Петербургские ведомости» Дербин заявил, что не обязан рассказывать куда идут доходы от арендаторов.

«Почему я им должен рассказывать? Яхтсмены не собственники. В ЛФП входят 35 отраслевых профсоюзных организаций. Вот перед их представителями я отчитываюсь. У нас есть совет директоров яхт-клуба, есть контрольно-ревизионная комиссия, и у них, насколько я знаю, претензий ко мне нет. А яхтсмены — это либо те, у кого в бесплатном пользовании находятся 60 наших яхт, либо арендаторы стояночных мест. Не более того!» — считает профсоюзный лидер Петербурга.

Эти слова вполне могли прозвучать из уст бизнесмена, радеющего за процветание собственного детища и знающего, что деньги любят тишину. Но на протяжении профсоюзной карьеры Владимира Дербина постоянно сопровождали скандалы, связанные с распродажей имущества. В числе объектов, выведенных при участии Дербина за баланс ЛФП, в разные годы назывались пансионаты «Дюны» и «Черная речка», здание Гуманитарного университета профсоюзов, ДК имени Кирова на Васильевском острове и другая дорогостоящая недвижимость.

В кругах яхтсменов рассказывают истории про то, как профсоюзы выжимали прибыль из гребного клуба «Знамя» на соседнем Крестовском острове. Ситуация там долгие годы напоминала происходящее сейчас в яхт-клубе на Петровской косе. До 2014 года объект был закреплен на праве постоянного пользования за Ленинградской федерацией профсоюзов во главе с Владимиром Дербиным. ЛФП сдавала имущество в аренду, а ремонтно-восстановительных работ не проводила. Поэтому к концу «нулевых» техническое состояние конструкций зданий пришло в аварийное состояние.

«Знамя» уже готовилось к продаже под элитную застройку, когда у клуба вдруг обнаружились мощные заступники. Знаменитый олимпийский чемпион по гребле Юрий Тюкалов, используя свое знакомоство с губернатором Георгием Полтавченко, возглавил движение по спасению учебно-спортивного центра. Тут же выяснилось, что здесь в юности занимались нынешний премьер-министр РФ Дмитрий Медведев и министр юстиции Александр Коновалов. И профсоюзам пришлось спешно ретироваться с объекта.

«Профсоюзы хотели все продать, — рассказывал позже Тюкалов. — Это как в «Крестном отце» — там бандиты курировали профсоюзы. Точно так же сейчас профсоюзы потихоньку распродают все, что им досталось бесплатно в советское время».

На протяжении профсоюзной карьеры Владимира Дербина постоянно сопровождали скандалы. Фото: ploshadtruda.ru
На протяжении профсоюзной карьеры Владимира Дербина постоянно сопровождали скандалы. Фото: ploshadtruda.ru

Все лучшее — детям… и строителям

Однако удивительным образом, несмотря на сложную репутацию ленинградских профсоюзов и их главы, по итогам недавних слушаний яхтсмены оказались с ними по одну сторону баррикад. Представленный в администрации проект планировки, по мнению специалистов, заточен под Школу высшего спортивного мастерства по водным видам спорта (ШВСМ), которая через спорткомитет представляет на полуострове интересы городского правительства.

Если проект будет согласован, ШВСМ фактически возьмет управление яхт-клубом на себя. Директор школы Марина Кежаева пояснила, что в таком случае спортсменам инфраструктура будет предоставляться бесплатно, а у яхтсменов-любителей (тех самых, которые составляют основную движущую силу сегодняшнего яхт-клуба) сохранится возможность арендовать причалы, ремзону, эллинг для ремонта и площадку для зимнего хранения.

«На самом деле в последние десять лет у нас с профсоюзами установилось шаткое равновесие. Каждый занимался своим делом: яхтсмены содержали яхты и проводили учебную и спортивную работу, профсоюзы пытались содержать инфраструктуру клуба. И не факт, что город будет заниматься лучше, у города и других проблем хватает. Деятельность ШВСМ заточена на работу с детьми и юношами, которые гоняются на международных и олимпийских классах яхт. Флот яхт на котором ходят взрослые яхтсмены не подходит под эти критерии и для ШВСМ, в том виде в котором она существует сейчас, мы скорее дополнительная головная боль, чем удачное приобретение. Однако во всем мире детский и юношеский парусный спорт неразрывно связан со взрослым, эти два направления органично дополняют друг друга», — объясняет Бриллиантов.

В кулуарах уже ходят слухи, что детская школа будет только прикрытием. В 2009 году при активном участии нынешнего российского торгпреда в Белоруссии Николая Асаула, тогда занимавшего заметную должность в Смольном, было принято постановление правительства Петербурга, которое позволяло обойти запрет на жилое строительство в зонах отдыха и спорта. Все крупные спортивные парусные яхт-клубы, расположенные в привлекательных местах, были приравнены к обычным коммерческим стоянкам (маринам), которые не ведут спортивной работы, и получили статус «яхтенный порт класса А». В таких местах инвесторы получили право строить гостиницы (апарт-отели), круглосуточные супермаркеты, рестораны и даже вертолетные площадки.

Асаул уже восемь лет работает на федеральном уровне, но благодаря его законодательной активности Петербург под видом благоустройства и развития уже лишился главных яхт-клубов. При этом девелоперы, работающие на территории яхт–клубов, полностью не исключают из проектов яхтенную составляющую. Она помогает в позиционировании на рынке элитного жилья, а также позволяет рассчитывать на госфинансирование.

Потенциальным бенефициаром нового проекта планировки территории Петровской косы называют компанию ЛенСпецСМУ. Застройщик ранее выкупил здесь земли судоверфи и начал строительствоэлитного жилого комплекса «Петровская доминанта» в непосредственной близости к яхт-клубу профсоюзов. Расширение территории застройки с выходом к воде напрашивается само собой, а в способности ЛенСпецСМУ лоббировать интересы на самом высоком уровне мало кто сомневается.

Строительство ЖК «Петровская доминанта» идет в непосредственной близости к яхт-клубу. Фото: petrovskaia-dominanta.ru
Строительство ЖК «Петровская доминанта» идет в непосредственной близости к яхт-клубу. Фото: petrovskaia-dominanta.ru

В списках не значится

Танцы с большими кошельками вокруг привлекательной территории на Петровской косе происходят на фоне утверждения Смольным концепции развитию яхтенного туризма в городе. Чиновники Петербурга воодушевились опытом соседних стран. Как следует из проведенного по заказу Смольного исследования РАНХиГС, Стокгольм зарабатывает на приеме яхтсменов 45 млн евро в год, Хельсинки — 15 млн, Рига — 10, Таллин — 9. В среднем доходы от парусных туристов составляют 1,5% от общей суммы туристических сборов. При этом Петербургу есть куда расти, так как пока по количеству принимаемых ежегодно яхт он отстает от других балтийских столиц в сотни раз.

Казалось бы, вот тут у яхтсменов клуба профсоюзов должны воспрянуть надежды на благополучный исход. Но достаточно бегло ознакомиться с основными пунктами концепции, чтобы понять: ее авторы намерены строить столицу яхтенной России с нуля, без учета уже существующих портов и стоянок.

Как следует из документа, в Петербурге планируется создание трех современных оборудованных стоянок для яхт в общей сложности на 900 мест. Первая расположится с уже существующим яхт-клубом «Балтийский берег» в Красносельском районе, вторая — в морском порта Ломоносова. Стоянка классом пониже украсит берег Канонерского острова. Вложения в строительство оцениваются в 2,5 млрд рублей. Упоминаний про Санкт-Петербургский речной яхт-клуб профсоюзов, впрочем, как и про два других существующих яхтенных центра, в документе нет.

Авторы сами объясняют причину возникновения такого казуса. В концепции говорится, что строительство предполагается по принципу государственно-частного партнерства. Бизнес будет заинтересован в быстрой окупаемости проектов, а без присутствия на территории новых стоянок коммерческой и жилой недвижимости, вложения вернутся только через десятки лет.

Алексей Демин