Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Сухопутные профессии, ставшие морскими

Если попросить назвать навскидку морские профессии, у большинства сразу, как чёртик из коробочки, выскочит : боцман! Или штурман. О боцманах, штурманах, коках, механиках я уже писал, давайте же вспомним и сварщика, на морском жаргоне его часто называют "сварной".

Профессия, часто встречающаяся и на берегу, в отличие от боцмана, - но трудно представить себе судно без сварщика в команде. Или кого-нибудь, владеющего этой специальностью по совместительству. А уж на пожилых судах, где мне и довелось работать, сварщик был обязателен.

Если на деревянных парусниках было не обойтись без плотника, а то и нескольких, то теперь их место занял сварной. Он не стоит вахт, но работа у него всегда есть. Вот боцман решил очистить от наслоений краски участок в районе крышки трюма - результат налицо. Давай, сварщик, вырезай заплатку и ставь, и постарайся не прожечь при этом новых дырок в истончившемся металле. В основном такие работы проводятся при заводском ремонте, но вот как в этом случае, ждать не приходится.

-2

На судне он должен хорошо разбираться в электро- и газосварке, уметь работать с чёрными и цветными металлами. Надеяться на чью-нибудь помощь как специалиста, не приходится. Всё сам, разве только подержать что-нибудь подсобят. То он варит где-то на высоте, а то в закутке, где без принудительной вентиляции не продохнёшь, да и с ней зачастую не халва. Наличие на судне всевозможных горючих веществ тоже работу сварного не упрощает.

У нас практически при каждой перевозке металлома ему находилась работа. Лом грузится и выгружается вот такими лепестковыми грейферами:

-3

Стальная пятерня с могучими когтями на концах "пальцев" сжимается гидравликой со страшной силой. Дно трюма, так называемая "дека" при погрузке может быть пробита кусками металла, упавшими с высоты, а при выгрузке эта лапа, сжимаясь, может прорвать старенькую деку, как лист бумаги. Особенно вопиющие раны удаётся заставить заварить грузополучателей, но не всегда. После окончательной зачистки уже в море приходится тащить в трюм кабели, вырезаются болгаркой заплаты из листового металла, и сварщик берётся за работу.

А вот что творится под декой. Это вскрытая днищевая балластная цистерна. Высота её 90 сантиметров. И вот в прогнившем днище открывается течь, но пролезть к ней по этим округлым отверстиям во флорах удаётся не везде, да и работать там в темноте не всегда возможно.

-4

Тогда в деке вырезается отверстие над течью. Вот пара скринов из видео, снятого на телефон. Боцман добрался до места течи, фонтанчика, обозначенного стрелкой.

-5

Принято решение поставить винтовую распорку, которая у нас почему-то называлась талрепом, хотя талреп - это устройство как раз для стягивания, а не распирания. Все готовые талрепы уже в работе :), поэтому сварной тут же подгоняет по размеру новый, а после заделки течи заварит вырез.

-6

В старой пожарной магистрали образуются свищи, особенно на палубе, где трубы подвергаются воздействию солёной воды как изнутри, так и снаружи. Когда количнество заделанных с помощью хомутов протечек превышает разумное , встаёт вопрос о замене участка трубы. Для этого её надо демонтировать. Соединительные болты и гайки на фланцах ржавели и закрашивались по ржавчине иногда десятилетиями, когда краску обобьёшь - там и граней-то нет. Можно гайки разрубить зубилом, но не везде с ним подлезешь, да и долго это.

Тогда сварщик срезает их газовой горелкой, это называется "сдувать" их. Болты выбиваются из отверстий во фланце, труба демонтируется и дефектный участок заменяется. Кроме работ с судовыми конструкциями и трубопроводами, сварщик занимается изготовлением различного инструмента, приспособлений, ремонтирует всё металлическое, иногда без него не обойтись в машинном отделении. Иногда так подшипник или рабочее колесо насоса прикипят к валу, что никаким съёмником их не стянешь. Сейчас появилось много ручных газовых горелок с баллончиком, а раньше нагреть сопряжённые детали без сварщика было невозможно, да и сейчас мощности этих ручных горелок зачатую недостаточно. Вот помнится, рассыпались у нас подшипники на здоровенных роликах, сантиметров 40 в диаметре, на которых крышки трюмов катаются - без сварщика справиться с демонтажом было бы нереально.

Когда буксир собирается тащить судно из Рио в Индию на разделку, надо зафиксировать перо руля так, чтобы никакой шторм его не мог свернуть на сторону, иначе предстоят очень большие неприятности. Сварщик в румпельном отделение обваривает подвижные части рулевой машины, раскрепляет балками, отрезками рельсов, что под руку попадётся.

Или мне везло, или это профессиональная черта, но сварные мне всегда попадались уравновешенные, отзывчивые люди, большие труженики, как Женя, изображённый на верхнем снимке. Удачи им и семь футов под килём!