Большой Лебовски

1,4K прочитали

"Большой Лебовски"

1998, реж. Джоэл Коэн, Итан Коэн

Постер к фильму!
Постер к фильму!

Эта история, как свидетельствует закадровый голос, носителем которого в итоге оказывается усатый техасец в ковбойской шляпе (Сэм Эллиот), произошла в период войны в Иракском заливе в начале 1990-х. Главный герой картины, Чувак (Джефф Бриджес), как он сам себя называет, не работает и доволен жизнью. Он почти ничего не делает: только размеренно попивает «Белый русский», слушает музыку «Creedance», развалившись на уютном ковре (который «задает тон всей комнате») и играет в боулинг со своими друзьями Уолтером (Джон Гудман) и Донни (Стив Бушеми). Но однажды в дом Чувака вторгаются хулиганы и требует от него денег («Нам нужны деньги, Лебовски!»), иначе они «убьют его супругу». Чувак объясняет им, что произошла ошибка и, вероятно, его с кем-то перепутали, так как он не женат и денег у него, разумеется, нет. В гневе один из хулиганов мочится на ковер.

В поисках справедливости Чувак отправляется к миллионеру, настоящему Большому Лебовски, чтобы тот возместил ему ущерб. И хотя миллионер не рад видеть гостя, Чувак хитростью забирает себе понравившийся ему ковер. Позднее Лебовски обращается к Чуваку с просьбой передать выкуп за действительно пропавшую жену похитителям, потому что, как считает миллионер, именно эти люди уже встречались с Чуваком, когда требовали у него денег. Так начинается одно из самых захватывающих киноприключений 1990-х.

Чувак, Дони и Волтер узрели чудо.
Чувак, Дони и Волтер узрели чудо.

Фильм объединяет в себе многие жанры – детектив, комедию, нуар, драму о вьетнамском синдроме – и в конечном счете не относится ни к одной из этих категорий. Но, разумеется, не это, а что-то другое делает фильм культовым. Притягательность кино во многом объясняется обаянием главного героя – Чувака. Вероятнее всего, зрители смогли найти в его образе апологию размеренной жизни бездельника, в которой ничего не происходит. Несмотря на то что Чуваку иногда приходится переживать из-за сложившейся ситуации, у него в итоге всегда есть решение проблем: «Чего из-за дерьма-то переживать?». Этот, казалось бы, простой рецепт до сих пор помогает поклонникам фильма, сталкивающимся с проблемами в жизни, научиться «не переживать из-за дерьма».

Если посмотреть на сайте IMDB памятные цитаты из «Большого Лебовски», то можно обнаружить, что фактически там процитирован фильм целиком. Изречения героев ленты («Заткнись, Донни!», «Замнем, Чувак», «Я морж», «Может, мы и скорбящие, но мы не лохи!») вошли в повседневную жизнь фанатов фильма. Существуют даже фестивали, куда поклонники приезжают в образе персонажей картины. Кроме того, часто в самых неожиданных продуктах популярной культуры можно обнаружить ссылки на «Большого Лебовски», например, в сериале «Мой маленький пони», который, кстати, сам по себе является объектом фанатского почитания. И если вдруг какой фильм и можно назвать культовым в прямом смысле этого слова – т. е. религиозном – так это «Большой Лебовски». Картина дала жизнь новому религиозному движению, именуемому «Церковь Чувака последних дней», или «Чувачизм». Сторонники этой «конфессии» чтут фильм не просто как святой источник: существует организация, которая за умеренную плату выдает желающим диплом о том, что они являются священнослужителями этой «религии».

Это нигилисты, они ни во что не верят
Это нигилисты, они ни во что не верят

Братья Коэны сняли не один культовый фильм. Среди других их выдающихся работ – «Просто кровь», «Бартон Финк», «Фарго». Однако «Большой Лебовски» – определенно их главное произведение. В России этот фильм мало кто воспринимает как кино про идеологию. Между тем ученые, которые занимаются Lebowski Studies, конечно, глубоко изучают и этот вопрос в том числе. Например, один из западных авторов пытается интерпретировать эту картину с точки зрения соответствия идеологии новых левых позициям Чувака. Несмотря на то что Чувак действительно скорее мог бы проповедовать левую идеологию, в целом почти все идеологические течения, представленные в фильме, подаются как поверхностные. Это национал-социализм, нигилизм, феминизм, пацифизм, милитаризм, патриотизм и т. д. Попробуйте посмотреть кино и найти там все эти идейные течения. Братья Коэны явно относятся к людям с убеждениями иронично. Политическому теоретику этот фильм может быть интересен с той точки зрения, насколько в нем все эти идеологии отметаются как что-то поверхностное или же к некоторым из них сами авторы кино относятся с большей симпатией. По этой картине, с определенными оговорками, можно изучать политические предпочтения братьев Коэнов и даже построить их спектр идеологии – от менее до более предпочтительной.

Быстрее подписывайтесь на наш дзен и ставьте лойсы!
Быстрее подписывайтесь на наш дзен и ставьте лойсы!

Ставьте лойсы и подписывайтесь на наш Дзен, впереди еще много интересного!

Канал в Телеграм: https://t.me/guilty_pleasure