В 1929 году в Коми потянулись первые эшелоны спецпереселенцев, которые состояли, в основном, из раскулаченных в процессе коллективизации крестьян.
Секретным постановлением Совета Народных Комиссаров предписывалось максимальное использование труда "кулаков" на лесозаготовках. Так начиналась история лагерей почти нетронутого человеком Коми-края.
Мы приехали в город Емва, по которому нас ведет замечательный экскурсовод, педагог и краевед Раиса Ивановна Литус. Оказывается, что коренные жители Коми всегда селились на высоком берегу реки, а спецпереселенцев селили в заболоченных низинах.
Так и появилась Емва, на противоположном берегу реки Вымь, напротив села Княжпогост, существующего до настоящего времени.
Изначально Емва имел название созвучное старому селу на другом берегу, а только позже оно сменилось на Железнодорожный, а в 1985-м году на Емву. Численность жителей города Емва чуть больше 10 тысяч и со временем эта цифра будет только снижаться из-за оттока молодежи в большие города.
Основная история Емвы связана с историей СевЖелДорЛага и УстьВымьЛага. Начиная с 1938 года заключенные СевЖелДорЛага были брошены на строительство железной дороги Котлас-Воркута, а годом позже сформированный УстьВымьЛаг, также располагавшийся в Емве (Княжпогост), был занят переработкой древесины и деревообрабатывающий завод существует до сих пор.
В начале 1940-х годов в Коми пошла вторая волна спецпереселенцев, в основном поволжских немцев, которые были признаны пособниками фашистов и отправлены в ссылку с исторически обжитых мест. О незаслуженной истории немцев Поволжья я уже писал, как и о том, что из этих людей было много героев войны, в том числе, ушедших на фронт уже будучи сосланными в Коми.
Начиная с 1944 года и позже, в Коми стали прибывать эшелоны третьей волны, с побывавшими в плену советскими людьми, а также различными группами "несогласных" с политикой партии и государственного строя. Здесь были и военнопленные поляки, получившие вскоре амнистию с правом проживания, и выходцы из западной Белоруссии и Украины.
Условия жизни были... их просто не было. Смертность достигала до 300-400 человек в месяц. Достаточно сказать, что даже машинисты локомотивов были вынуждены пережидать погрузку-разгрузку в промасленных брезентовых палатках, в морозы. Поселенцы жили в маленьких домах и, чаще, в бараках.
Начальники и руководящие лица проживали в больших деревянных домах, стоящих вдоль главной улицы Дзержинского. В таких же домах располагались и государственные учреждения. Сейчас, большинство из этих домов сохранились в хорошем состоянии и в них проживают люди. Дома обычные, прямоугольные, но с торцов есть интересные балконы.
В одном из таких старых домов располагается и местный краеведческий музей. В музее хранят экспонаты быта коренных жителей, окружающей природы и сохраняют экспонаты музея политических репрессий, которые были переданы, чтобы сохранить хоть что-то, для чего не нашлось собственного помещения.
В Емве практически нет семей, кого не коснулась история возникновения поселка и, позднее, города. Не удивительно, что часть местных фамилий звучат с немецким или другим акцентом. Сейчас наследние ГУЛАГа медленно исчезает, лагеря ликвидируются, но созданные вокруг и рядом с ними поселки остаются. Некоторые выживут, а некоторые сгинут, как сгинул поселок Совза, например.
Так мы вплотную приблизились к одной из точек путешествия по Коми и одной интересной находке на пути к ней. В ближайшее время я расскажу о них более подробно. Это будет интересно и очень поучительно для любителей заброшек...