Здравствуй дорогой мой читатель! Пишу так, потому что количество подписчиков перевалило за 100 человек, так что вас уже на 4 класса набирается, что не может не радовать. В одной из своих предыдущих статей: Почему закрывают школы? я постарался наглядно показать из-за чего это происходит, было немало откликов, но ни одного призыва или вопроса о том что же потом происходит дальше. Эта статья восполнит этот пробел, хотите ли вы того или не хотите. :)
Важно разобраться с понятием ЗАКРЫТИЕ ШКОЛЫ. Что имеется ввиду? Большинство понимает это буквально, но это далеко не так. Есть 5 случаев:
1. Например была школа средняя общеобразовательная которая выпускала выпускников 11 класса, а стала основная, т.е. ученики учатся до 9 класса.
2. Была школа начальная, а теперь её нет (здесь действительно закрыта).
3. Была школа средняя и её закрыли.
4. Была школа средняя, её реорганизовали и она теперь на бумаге отсутствует как отдельное юр.лицо, но является филиалом другой школы, т.е как здание, ученики, учителя существует.
5. Была основная школа, её сократили сделали начальную.
Важный нюанс: Закрытие школы или смена её статуса происходит только с ведома администрации района или города, министерства региональные ли федеральные ли как бы к этому никакого отношения не имеют. Для закрытия школы или смены его статуса собирается сход граждан где уполномоченные лица, обычно это зам.главы по соцвопросам и начальник департамента объясняют почему это произошло. (Это вопрос денег, читайте в моей статье).
Обычно на этом сходе говорят, а как же дети? Как они будут теперь добираться туда куда им теперь нужно добираться, и сразу же идёт ответ: "Государственная программа "Школьный автобус"".
Я думаю что вы часто видели подобного рода сюжеты о том как в разные регионы или районы передают подобные автобусы. Обычно это ПАЗ-ик или КАВЗ, бывают на базе автомобиля ГАЗ-ель и иже с ними. Если кому интересно то стоимость например самого дешевого школьного автобуса на базе новой Газели стоит чуть больше 2 млн.рублей.
У автора канала была точно такая же ситуация, в школу где он стал директором школы, выделили точно такой ПАЗик. Этот школьный автобус обслуживал 4 деревни.
1. Из деревни где закрыли начальную школу в 5 км привозил к нам детей в среднюю школу, далее проезжая дальше, он ехал в направлении другой средней школы и по пути подбирал детей из другой деревни что в 8 км, довозил детей оттуда в другую школу, что в 12 км, выгружал, потом ехал на заправку на нефтебазу еще 30 км.
2. Заправившись он возвращался на место своей дислокации к нам в школу.
3. Ближе к обеду он ехал в соседнюю среднюю школу забирал там детей вёз в деревню по дороге к нам, заезжал к нам, забирал детей из деревни где была начальная школа и вёз тех детей туда и потом возвращался обратно к нам.
Маршрут наматывал автобус за день больше 160 километров.
Наличие автобуса это головная боль для директора школы:
1. Нужен гараж.
2. Нужен медосмотр.
3. Нужен БЕНЗИН!
4. Нужны запчасти.
Бензин на содержание автобуса выделяли строго по нормативам, например написан расход 16 литров на 100 км, так и считали на весь год. Только на перевозку детей в школы, никаких олимпиад, в город детей везти или поездки куда-нибудь на экскурсии были невозможны.
У нас это было около 130 тыс рублей в год. Этот норматив выбирался ближе к августу месяцу. Разумеется ведь из того маршрута что прописан, асфальтированная дорога только от соседней средней школы до заправки и обратно, а остальное время не дай бог дождь или зимой снег, буксовать, толкать и опять буксовать. Шофёр сам человек может наверное ведро отлить, а какая же была у него паника когда сливали ночью с бака местные деревенские любители бензина. Гаража разумеется в деревне нет, откуда он там капитальный, для автобуса.
Автобус ДОЛЖЕН ездить каждый день и возить детей, ДОЛЖЕН! Поломка автобуса НЕДОПУСТИМА! Но при поломке, если таковая случилась денег на запчасти нет. Крутись как хочешь.
Нас выручал иногда рейсовый автобус, который ездил каждый день в райцентр, и по пути мог БЕСПЛАТНО (шофёр на свой страх и риск вёз) довезти туда или обратно, или родители которые могли довезти детей.
Наличие автобуса да ещё с таким длинным маршрутом означает раннюю побудку тем кто должен ехать в школу, означает что должен обязательно быть сопровождающий. У нас этим сопровождающим кстати была учитель начальных классов которая раньше в малокомплектной начальной школе вела уроки в 1-4 классах сразу, а теперь вот сидела в автобусе и получала за это те же самые деньги. Как вы понимаете, закрытие начальной школы было бессмысленно с точки зрения экономии на учителе, ну на электричество теперь бывшее здание начальной школы не тратило по 150 тыс рублей в год.
Но, риск для детей. В автобусе, из за ДТП, если кто не хочет в автобусе, а добраться пешком (5 км. )но зимой бродят волки, а простудиться можно, а регулярный недосып.
Для деревни разумеется закрытие школы или даже смен формы деятельности с средней в основную или основной в начальную означает деградацию, люди начинают оттуда уезжать, она хиреет. Постепенно остаются только пенсионеры.
Теперь о экономии, фактически если посчитать расходы на водителя, автобус, сопровождающего, бензин, запчасти то мы увидим что оказывается экономии то нет. Правда львиная доля расходов это автобус, а его дают бесплатно, и муниципалитет не несёт на него расходов, но если говорить в общем то экономии конечно же нет.
Спасибо за внимание. Теперь Вы приблизительно понимаете что происходит там где закрыли школы, какие трудности возникают.
Если есть вопросы пишите в комментариях.
И да ещё, даёшь 200 подписчиков!