С апреля 2018 собственники жилья получили возможность переходить на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Напомню, что раньше коммунальные услуги предоставлялись собственникам не РСО, а управляющими организациями. Это иногда приводила к трудностям, связанным с тем, что управляющие организации не спешили расплачиваться с РСО за коммунальные ресурсы.
Однако переход на прямые договоры принес с собой многочисленные спорные вопросы. Один из главных: кто отвечает за качество коммунальных услуг? Аналогичный вопрос был рассмотрен в Определении ВС от 09.10.2018 № 309-КГ18-15488.
Суть спора была в том, что жилищная инспекция привлекла к ответственности РСО за некачественное горячее водоснабжение (низкая температура). Позиция инспекции основывалась на том, что именно РСО является исполнителем коммунальных услуг, а значит отвечает за их качество.
Однако Верховный суд с этим не согласился. Суд отменил постановление инспекции, указав, что снижение качества горячей воды произошла во внутридомовых сетях. Отвечает за такие сети не РСО, а управляющая организация. Поэтому требовать от РСО, чтобы качество воды в квартирах нельзя. Свои обязательства по поставке воды надлежащего качества до границы с домом РСО выполнила полностью.
Надо заметить, что это обоснованная позиция суда. Инспекция же в свою очередь путает две разных ситуаций. Как исполнитель коммунальной услуги РСО обязано провести перерасчет за некачественную услугу. Но ответственность за «холодную» горячую воду РСО будет нести, если именно из-за ее виновных действий качество воды снизилось.