В основу сценария фильма легла одноименная пьеса Александра Вампилова, написанная им в 1965 году. По каким-то причинам столичные театры в то время холодно относились к творчеству Вампилова и не ставили по ним премьеры. Пьеса впервые была поставлена в 1969 году в Иркутском драматическом театре.
Когда режиccер, Виталий Мельников, получил добро на съемку фильма, он решил специально снимать главных ролях не слишком известных актеров, чтобы зрители видели в героях фильма обычных людей, исключение составил только Евгений Леонов. Да и другого актера в роли добродушного и доверчивого кларнетиста Сарафанова представить сложно.
Пробы были небольшие: Николая Караченцова утвердили практически без них (режиссер сразу уловил в нем харизму доброго студента Бусыгина).
Боярского он взял тоже очень быстро, т.к. видел Сильву именно таким, модным, худощавым ловеласом. Сам Боярский так говорил про свою роль: "Знал я таких Сильв как облупленных, они слушали «Битлз», ходили в клёшах, усатые и с длинными волосами". Весь гитарный репертуар Сильвы для фильма Боярский подобрал сам.
Светлану Крючкову на роль соседки Натальи режиссер взял за её спокойствие на пробах. Актриса почему-то считала, что роль ей не достанется, поэтому весьма равнодушно вела себя на кинопробах, это спокойствие и подкупило режиссера, он видел Наталью именно такой.
Режиссер фильма очень хотел достоверности в фильме, поэтому от съемок в павильоне отказался сразу. Он хотел передать особенную атмосферу советского быта, в которой живут герои фильма. Поэтому для съемок пришлось арендовать половину заброшенного дома на окраине Ленинграда (в районе станции Ржевка). В доме уже давно никто не жил, и для придания ему нужного вида пришлось изрядно потрудится декораторам.
Интересный факт, что пока снимался фильм, четверо актеров успели сыграть свадьбы: Светлана Крючкова, Николай Караченцов, Михаил Боярский и Николай Никольский.
После премьеры фильм пришелся по душе не только зрителям, но и получил несколько наград: премию за лучший сценарий и приз Интервидения на Международном кинофестивале телевизионных фильмов в Праге в 1976 г., знак лауреата на Заводском смотре-конкурсе произведений ленинградских кинематографистов в 1977 г.
А для Николая Караченцова и Михаила Боярского фильм открыл двери в большое кино (это были их первые большие роли в кино).