Найти тему
Наше кино

"Старший сын": факты о фильме

В основу сценария фильма легла одноименная пьеса Александра Вампилова, написанная им в 1965 году. По каким-то причинам столичные театры в то время холодно относились к творчеству Вампилова и не ставили по ним премьеры. Пьеса впервые была поставлена в 1969 году в Иркутском драматическом театре.

Когда режиccер, Виталий Мельников, получил добро на съемку фильма, он решил специально снимать главных ролях не слишком известных актеров, чтобы зрители видели в героях фильма обычных людей, исключение составил только Евгений Леонов. Да и другого актера в роли добродушного и доверчивого кларнетиста Сарафанова представить сложно.

Кадр из фильма "Старший сын"
Кадр из фильма "Старший сын"

Пробы были небольшие: Николая Караченцова утвердили практически без них (режиссер сразу уловил в нем харизму доброго студента Бусыгина).

Боярского он взял тоже очень быстро, т.к. видел Сильву именно таким, модным, худощавым ловеласом. Сам Боярский так говорил про свою роль: "Знал я таких Сильв как облупленных, они слушали «Битлз», ходили в клёшах, усатые и с длинными волосами". Весь гитарный репертуар Сильвы для фильма Боярский подобрал сам.

Кадр из фильма "Старший сын"
Кадр из фильма "Старший сын"

Светлану Крючкову на роль соседки Натальи режиссер взял за её спокойствие на пробах. Актриса почему-то считала, что роль ей не достанется, поэтому весьма равнодушно вела себя на кинопробах, это спокойствие и подкупило режиссера, он видел Наталью именно такой.

Кадр из фильма "Старший сын"
Кадр из фильма "Старший сын"

Режиссер фильма очень хотел достоверности в фильме, поэтому от съемок в павильоне отказался сразу. Он хотел передать особенную атмосферу советского быта, в которой живут герои фильма. Поэтому для съемок пришлось арендовать половину заброшенного дома на окраине Ленинграда (в районе станции Ржевка). В доме уже давно никто не жил, и для придания ему нужного вида пришлось изрядно потрудится декораторам.

Интересный факт, что пока снимался фильм, четверо актеров успели сыграть свадьбы: Светлана Крючкова, Николай Караченцов, Михаил Боярский и Николай Никольский.

После премьеры фильм пришелся по душе не только зрителям, но и получил несколько наград: премию за лучший сценарий и приз Интервидения на Международном кинофестивале телевизионных фильмов в Праге в 1976 г., знак лауреата на Заводском смотре-конкурсе произведений ленинградских кинематографистов в 1977 г.

А для Николая Караченцова и Михаила Боярского фильм открыл двери в большое кино (это были их первые большие роли в кино).