Поэтический реализм (Réalisme poétique) – любопытное эстетическое течение Французского кино, оформившееся в середине тридцатых и скоропостижно скончавшееся с началом Второй Мировой Войны. Именно поэтический реализм вместе с немецким экспрессионизмом и голливудским гангстерским кино тридцатых сформировал дух фильма нуар. Для фильмов поэтического реализма характерен фаталистический взгляд на жизнь, в качестве протагониста часто выступают асоциальные и деклассированные элементы (солдаты в самоволке, случайные преступники), разочарованные в жизни, на экране царит особая угрюмая, но в то же время романтическая атмосфера жизни городского дна, режиссёры часто выступают с социальной критикой среднего и высшего классов, симпатизируя маргинальным героям.
5 поэтически реалистичных фильмов
Пепе ле Моко (Pépé le Moko) 1936, режиссёр – Жюльен Дювивье.
Криминальная мелодрама с молодым, но уже харизматичным Жаном Габеном, снятая в сочных нуарных тонах (хотя до рождения «чёрного фильма» остаётся ещё 5 лет). Два года спустя был снят американский ремейк «Алжир» с Хеди Ламарр и Шарлем Буайе, фильм заметно слабее оригинала, но который тем не менее можно смотреть.
Набережная туманов (Le quai des brumes) 1938, режиссёр – Марсель Карне.
Визитная карточка поэтического реализма, в которой есть всё, что только можно желать увидеть в фильме направления: немногословный и выдержанный герой с тёмным прошлым в исполнении Жана Габена, любовная история, много тумана в кадре, изысканная операторская работа и печальный финал.
День начинается (Le jour se lève) 1939, режиссёр – Марсель Карне.
Самый нуарный фильм поэтического реализма. Забаррикадировавшийся в своей квартире Жан Габен отстреливается от полиции, затем действие переносится в прошлое, где зрителю неторопливо демонстрируют, как герой дошёл до жизни такой. Приём, который в будущем будет использован во многих нуарах, от «Убийц» до «Сансет бульвара». У «Дня начинается» есть и прямой голливудский ремейк в жанре нуар – «Длинная ночь», уступающий оригиналу буквально всём.
Правила игры (La règle du jeu) 1939, режиссёр – Жан Ренуар.
Главный французский фильм тридцатых, а некоторые могут сказать, что вообще. Именно «Правила игры» традиционно занимает первое место в списках лучших французских фильмов всех времён, как «Гражданин Кейн» в топах кино американского. С такой оценкой нетрудно согласиться – «Правила игры» и сейчас смотрятся бодро и свежо, в отличие от многих фильмов эпохи, которые могут показаться тяжеловесными современному зрителю.
Дети райка (Les enfants du paradis) 1945, режиссёр – Марсель Карне
«Унесенные ветром» французского кино. Фильм снимался в условиях нацисткой оккупации Франции. Трёхчасовая эпическая мелодрама в декорациях Парижа первой половины девятнадцатого века, в центре которой любовный четырёхугольник. «Дети райка» – настоящая лебединая песня поэтического реализма, после которой французское кино вступило в период безвременья: Вторая Мировая подошла к концу, народу хотелось чего-то повеселее и попроще, да и хлынувший поток на экраны французских кинотеатров американской продукции сказался на местном кинопроизводстве не лучшим образом.
5 важных французских режиссёров эпохи
Жан Виго – снял два полнометражных фильма («Ноль по поведению» и «Аталанта») и несколько короткометражек, серьёзно повлиявших на формирование поэтического реализма, после чего скоропостижно скончался в возрасте 29 лет. Однако сделанного им хватило, чтобы во-первых, войти в историю в качестве одного из самых почитаемых постановщиков Франции, а во-вторых, чтобы в его честь назвали кинопремию, вручаемую «лучшим молодым режиссёрам».
Жан Ренуар – главный французский кинорежиссёр тридцатых-пятидесятых. Отметился в импрессионизме («Дочь воды» и «Маленькая продавщица спичек»), стал действительно важной фигурой поэтического реализма тридцатых («Великая иллюзия», «Человек-зверь» и «Правила игры»), снял несколько чисто коммерческих поделок в Голливуде («Эта земля моя» и «Южанин»), включая нуар («Женщина на пляже»).
Марсель Карне – самый последовательный поэтический реалист, снявший фильмы определившие течение. Отличался особым нуарным чутьем, прекрасно чувствовал фактуру, среди всех французских режиссёров поколения уделял самое большое внимание созданию атмосферы. В пятидесятые-шестидесятые перешёл к постановке чисто коммерческих детективов и мелодрам, которые совершенно не стыдно смотреть.
Жюльен Дювивье – если бы не было Марселя Карне именно Дювивье стал бы главным поэтическим реалистом. Именно его пятая точка располагалась в режиссёрском кресле ключевого фильма эпохи – «Пепе ле Моко». Серьёзный минус с точки зрения исследователей заключается в том, что Дювивье был в первую очередь крепким ремесленником, для которого режиссура была профессией, а не призванием.
Пьер Шеналь – постановщик «Алиби» и «Последнего поворота», фильмов в равной степени важных для поэтического реализма и формирования эстетики нуара.