Разобравшись с тем, почему и как Мильтиад из тирана Херсонеса оказался в Афинах, предлагаю остановиться на том, почему он таки занимал антиперсидскую позицию, а также еще немного посокрушаться о том, что в древней Греции не было Уголовного кодекса со статьями «за развязывание войны», за «грабеж» и за «пиратство». Также в конце я дам ответ о том, почему Мильтиад, несмотря на то, что являл собой пример самого отвратительного и агрессивного авантюриста, стал примером доблести и чести для эллинов.
Но тут появились послы Дария. Неизвестно, чего точно они просили от Афин, но не исключено, что одним из условий была выдача вождей мятежников, среди которых был Мильтиад. Это косвенно объясняет, почему Мильтиад обеими руками вцепился в возможность убить послов. Что было, как отмечают все – нарушением всех правил и обычаев того времени. Послы были убиты, что серьезным образом ударило по проперсидской партии в Афинах. Когда же стало известно о карательной экспедиции Датиса и Артаферна, именно Мильтиад потребовал созыва ополчения, в которое вошли бы все свободные граждане.
Свободных граждан, способных держать оружие, в Афинах через 60 лет после Марафона насчитывалось порядка 30 тысяч (13 тысяч гоплитов плюс 13 тысяч эфебов и ветеранов, плюс 4 тысячи метеков). Речь идет о подсчетах Фукидида перед Пелопонесской войной. В 490-480-х годах одновременно афиняне не выставляли больше 9 тысяч гоплитов ни разу. Можно, экстраполируя рост влияния Афин и благосостояния Афинян, сделать вывод, что численность ополчения в преддверии Марафона составляла порядка 13-15 тысяч человек, включая метеков, эфебов и ветеранов. Таким образом, Мильтиад, действительно, выгреб почти все боеспособное население Афин для Марафона. Но сделал это он, как представляется, в первую очередь для того, чтобы исключить возможность заключения сепаратного мира с Персией. На что были готовы многочисленные проперсидские группы внутри Афин.
В предыдущих частях я уже доказывал, что скорее всего, никакого грандиозного сражения при Марафоне не было. Был бой с арьергардом грузившихся на корабли персов. И бой этот спровоцировал именно Мильтиад. Во время его руководства армией греки пошли на персов. И захватили 7 кораблей. После чего у Дария не оставалось сомнений – договориться с Афинами миром не удастся – необходима не карательная экспедиция, а полномасштабное вторжение. То есть, именно Мильтиаду Греция обязана войне 480 года.
Что же делал после Марафона Мильтиад? Во-первых, он потребовал оказания себе почестей как божеству. Во-вторых, он предложил пограбить города на Кикладских островах. Потому как афиняне недостаточно награбили при Марафоне, по его словам. Что, кстати, тоже прямо говорит о том, что никакой крупной победы там не было. Денег Мильтиаду не хватало. На что не хватало? Наверняка уже сказать трудно, но все же полагаю, что не хватало их на то, чтобы стать тираном Афин. Выбор Киклад, а конкретно – острова Пароса – тоже объясним. Парос с 7 века до нашей эры являлся центром по добыче и торговле первоклассным мрамором. Из камней паросцы делали золото. И золота этого было много. Парос обладал каменоломнями, укрепленными стенами и маленьким гарнизоном. Только-только одержавшие «победу» над «несметными полчащами» персов афиняне должны были легко захватить этот островок и разграбить его.
Геродот прямо пишет о том, что Мильтиад: «потребовал у афинян 70 кораблей, войско и деньги, не сказав, однако, на какую землю собирается в поход. Мильтиад объявил только, что афиняне разбогатеют, если последуют за ним, а он, по его словам, поведет их в такую землю, где они легко добудут много золота. Так говорил Мильтиад, требуя корабли. Афиняне же прельстились такими посулами и дали корабли Мильтиаду».
Скажу, что прельстившиеся афиняне были не против и сами пограбить соседей. И еще они были не против удалить из полиса Мильтиада, который больно много власти хотел загрести. Хотя, конечно, идея грабежа была на первом месте.
Но что-то пошло не так, и вот, разметавшие то ли сотни тысяч то ли миллионы персов Афиняне 26 дней осаждали крепость Пароса. 100 талантов, которые Мильтиад потребовал с паросцев за снятие осады, он так и не увидел. В ходе осады он вывихнул бедро, которое загноилось и стало впоследствии причиной его смерти. Храбрые афиняне, не убоявшиеся за полгода до того миллиардных войск Датиса, почему то трусливо сбежали с Пароса после безуспешной осады крепости в течение трех с половиной недель. Полагаю, что основной причиной стала все же не травма Мильтиада, а то, что у афинян закончился взятый с собой и награбленный на острове провиант.
После возвращения Мильтиада отдали под суд и потребовали с него возмещения убытков в размере 50 талантов. Таких денег у него не было. Старого авантюриста лишили всех должностей, и он вскоре умер.
Такой вот образец доблести и гражданственности.
Но почему мы почитаем Мильтиада? Почему считаем его великим полководцем? Об этом поговорим в следующей части.