Найти тему

Интервью с Маяковским в «Бродячей собаке». Фантастическая история

Ведущий: Маршрут, посвященный 126-летию со дня рождения поэта Владимира Маяковского, появился на сайте мэра Москвы. С помощью этой экскурсии, Вы сможете  узнать больше про жизнь поэта. Отмечается, что в маршрут будут входить знаковые места, связанные с Маяковским: Дом Моссельпрома в Калашном переулке, Петровский пассаж на улице Петровке, Дом Романова на Тверском бульваре. Продолжительность экскурсии по городу составляет примерно два часа, общая протяженность - десять километров. Нам удалось отыскать самого поэта и поговорить с ним. Мы находимся в подвале, где разместилось кафе «Бродячая собака». Здравствуйте, Владимир Владимирович! Вы человек многогранный, в своей автобиографии Вы пишете: «Я поэт. Этим и интересен», но как начался ваш путь?

Маяковский: Первое полустихотворение я написал еще в гимназии. «Третья гимназия издавала нелегальный журнальчик «Порыв». Обиделся. Другие пишут, а я не могу?! Стал скрипеть. Получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно. Не помню ни строки. Написал второе. Вышло лирично. Но бросил вовсе».

Ведущий: Но тем не менее, потом вы решили попробовать заново, когда появились символисты, но для вас это было чуждо и вы посвятить себя другому жанру, не так ли?

-2

Маяковский: Да, все правильно, это случилось во времена 11 бутырских месяцев, «Символисты - Белый, Бальмонт. Но было чуждо. Темы, образы не моей жизни.Попробовал сам писать так же хорошо, но про другое. Оказалось так же про другое - нельзя. Вышло ходульно и ревплаксиво. Что-то вроде:

В золото, в пурпур леса одевались,

Солнце играло на главах церквей.

Ждал я: но в месяцах дни потерялись,

Сотни томительных дней.

Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям - при выходе отобрали. А то б еще напечатал!»

Ведущий: Но даже после этого вы не решились продолжить писать, чем же вы занялись?

-3

Маяковский: «Думалось - стихов писать не могу. Опыты плачевные. Взялся за живопись. Учился у Жуковского. Вместе с какими-то дамочками писал серебренькие сервизики. Через год догадался - учусь рукоделию. Пошел к Келину. Реалист. Хороший рисовальщик. Лучший учитель. Твердый. Меняющийся. Требование - мастерство, Гольбейн. Терпеть не могущий красивенькое. Поэт почитаемый - Саша Черный. Радовал его антиэстетизм».

Ведущий: Вы долго обучались, познакомились с Бурлюком, вашим товарищем, так и родился российский футуризм, потом изгнание из училища и война. Как вы ее восприняли ?

-4

Маяковский: «Принял взволнованно. Сначала только с декоративной,с шумовой стороны.Плакаты заказные и, конечно, вполне военные. Затем стих. «Война объявлена».

Ведущий: Не хочется останавливается на этой странице вашей жизни, ведь война – это не так поэтично на самом деле, хочется уже перенестись в 19-ый год, в год РОСТА.

Маяковский: Окна Роста - фантастическая вещь. «Это обслуживание горстью художников, вручную, стопятидесятимиллионного народища. Эта новая форма, введенная непосредственно жизнью. Это огромные (постепенно перешедшие на размножение трафаретом) листы, развешиваемые по вокзалам, фронтовым агитпунктам, огромным витринам пустых магазинов.Это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек».

-5

Ведущий: Не многие знают, что фраза «я — рекламист, ежедневно лихорадочно проглядывающий каждую газету, весь надежда найти свое имя…» также принадлежит Вам, что для вас было главное в тот период жизни?

Маяковский: Я стремился сделать свое слово максимально действенным и активным. Что касается «слова» в «Окнах РОСТА», оно должно было нести прямой политический смысл. Его главная задача -призывать.

Ведущий: То есть главное призвать человека через плакаты, но неужели нет других функций?

Маяковский: О нет, конечно же, есть, я писал не только призывы. Ведь я вижу свою функцию, главным образом, в том, чтобы проинформировать человека о том, что есть та или иная возможность. Не многие знают, что частично моя реклама выполняет и просветительскую функцию: так, например, рекламируя соски от Резинотреста, я не просто предлагал их приобрести, но вижу в них полезный атрибут новой жизни, противопоставляемый старой привычке женщин кормить ребенка пожеванным мякишем через тряпочку.

-6

Ведущий: В целом, Ваш вектор рекламно-пропагандистской деятельности выглядит следующим образом: от политической пропаганды в поддержку нового государства к коммерческой рекламе, помогающей развивать экономику этого государства, а затем – к социальной плакатной рекламе, решающей бытовые проблемы и искореняющей вредные привычки.

Маяковский: Не совсем так, я переходил на новый этап, решив проблемы предыдущего. Сначала нужно было отстоять новый государственный строй, потом – помочь ему развиваться, а когда и это было решено, можно было переключиться и на социальные задачи – искоренять курение, бытовую безграмотность и пр.

Ведущий: выходит, вы можете рекламировать все подряд и списывать это на проблемы сегодняшнего дня, не считается, что это неправильно?

-7

Маяковский: «Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы... Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь,- хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама - это имя вещи... Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи... Думайте о рекламе!»

Ведущий: кроме того, что Вы - поэт и рекламист, Вы умело работаете в других профессиях, об одной из них будет следующий вопрос. Считаете ли Вы себя настоящим драматургом?

Маяковский: Да, я по праву считаю себя драматургом и не только потому, что я автор «Мистерии-буфф», «Клопа» и «Бани», произведений, прочно вошедших в историю драматургии как новаторские, но и потому, что, создавая произведения любого рода, я мог уловить в жизни и художественно воссоздать наиболее острые конфликтные ситуации, типически определенные характеры, зримо предстающие картины жизни. Исходя из убеждения, что «театр не отображающее зеркало, а - увеличивающее стекло», я создавал сатирические комедии, обличающие мещанство и бюрократизм, в борьбе с которыми формировались новые люди.

-8

Ведущий: А как пришла идея писать автобиографию?

Маяковский: Идея не пришла, да и не собирался я писать автобиографию, я писал для себя свои воспоминания, поэтому, наверное, многие говорили: «Ваша автобиография не очень серьезна». Правильно. Я еще не заакадемичился и не привык нянчиться со своей персоной, да и дело мое меня интересует, только если это весело.

Ведущий: Предлагаю обсудить Ваших современников, к некоторым из которых в относитесь довольно критично..

-9

Маяковский: Да, я прекрасно понял, к чему Вы клоните, к Есенину. «Есенина я знал давно — лет десять, двенадцать. В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной из хороших ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет свое одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским». Но, честно, «Чертовски талантлив», действительно часто критиковали творчество друг друга: вступали в споры, обменивались саркастическими письмами и

даже упоминали друг друга в эссе. Но основой взаимной критики была не личная неприязнь, а принадлежность к разным литературным направлениям, разные представления о роли поэзии и предназначении поэта, вот и все.

Ведущий: В таком случае, есть ли у Вас собственная формула, как писать стихи?

-10

Маяковский: Говорю честно. Я не знаю ни ямбов, ни хореев, никогда не различал их и различать не буду. …мне в моей поэтической работе никогда с этими штуками не приходилось иметь дело. А если отрывки таковых метров и встречались, то это просто записанное по слуху, так как эти надоевшие мотивы чересчур часто встречаются — вроде: «Вниз по матушке по Волге». Я много раз брался за это изучение, понимал эту механику, а потом забывал опять… Работа стихотворца должна вестись ежедневно для улучшения мастерства и для накопления поэтических заготовок.

Ведущий: Многие говорят, что когда Вы сочиняется стихи, Вы бормочите, зачем?

Маяковский: Бормотание – это ритм, а «Ритм — это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить это нельзя». «Я хожу, размахивая руками и мыча еще почти без слов, то укорачивая шаг, чтоб не мешать мычанию, то помычиваю быстрее в такт шагам. Так … оформляется ритм — основа всякой поэтической вещи. Постепенно из этого гула начинаешь вытискивать отдельные слова. Некоторые слова просто отскакивают и не возвращаются никогда, другие задерживаются, встают на место (это чувство, развиваемое вместе с опытом, и называется талантом).

-11

Ведущий: Последний вопрос, которым мне хочется закончить наше интервью. Как Вы думаете, Что делает писателя профессионалом?

Маяковский: «Бесконечно разнообразны способы технической обработки слова, и говорить о них бесполезно… как я упоминал, именно в изобретении способов обработки, и именно эти способы делают писателя профессионалом… Поэзия — одно из труднейших производств, хочет осознать для себя и для передачи некоторые кажущиеся таинственными способы этого производства».

(С) Ангелина Бржевская