Найти тему

ПАМЯТЬ.

Память.

Сколько номеров телефонов вы способны запомнить за 20 минут? А сколько из них вам удастся воспроизвести вслух, по памяти, спустя несколько часов? Уверен, что не все могут похвастаться хорошей памятью. Интересовались ли вы, как развить память и внимание или ваши способности к концентрации и запоминанию превосходны? Человеческий мозг имеет множество загадок, разгадки которых таятся в его неведомых уголках. Как думаете, идеальные память и внимание — это уникальный дар или их можно как-то развить? Внимание ученых и общественности всегда было сконцентрировано на изучении памяти. Как думаете, почему учиться чему-то новому всегда так тяжело?

Память — самая загадочная область нашего сознания. И ответ на этот вопрос кроется именно в ней. Каждый новый навык заставляет наш мозг изменяться. Именно поэтому учеба дается нам так сложно. Представьте, что вы учитесь писать... При первой попытке красиво вывести букву, в нашем мозге вспыхивает сигнал, возбуждая один из нейронов. Тот, в свою очередь, передает сигнал соседним нейронам, которые, сконцентрировав свое внимание на нем, уже ждут его Передача сигналов от нейрона к нейрону — дело непростое. Между каждым из них есть небольшой зазор — синапс. Чтобы перебраться к следующему нейрону, сигнал должен этот зазор перепрыгнуть. И как только он преодолеет это препятствие, между нейронами сразу же образуется связь.

Когда вы повторно сделаете попытку написания той же буквы, весь процесс повторится, но теперь уже сигнал преодолеет зазор синапса намного быстрее. В следующий раз — еще быстрее. А через несколько попыток между нейронами возникнет прочная связь на всю жизнь.

Вот так и образуется наша память. Обучение — это усиление связи между нейронами. Писать вы научитесь, когда в вашем мозге образуются тысячи связей, благодаря которым вы сможете делать это даже с закрытыми глазами.

Как работает память? Интересно, а можно ли ускорить процесс запоминания? Многие успешные люди знают все эти тонкости. Наша память безгранична и запоминать мы можем очень и очень многое. Но если вам показать одновременно 30 разных изображений и дать задание запомнить их последовательность, все картинки вы однозначно запомнить не сможете.

Безграничная память среднестатистического человека способна воспроизвести по порядку только 7-8 таких изображений. Мы не в состоянии сохранить больше семи единиц информации за один раз. Может быть нас подводит наше внимание? Почему же так происходит?

В информационном смысле (сколько мы можем запомнить?) наша память действительно не имеет границ. А вот в практическом смысле (что мы можем запомнить и, самое главное, как мы сумеем воспользоваться тем, что запомнили. Теоретически наша память имеет колоссальный потенциал. Но работает она не лучшим образом. Почему? То, что мы хотим запомнить, нам, чаще всего, не интересно. Наш мозг это не привлекает, и он не желает тратить энергию на неинтересную для него информацию.

Электрические сигналы между нейронами настолько слабы, что их связь просто-напросто разрушается, или так и не успевает образоваться. В головном мозге есть структура, отвечающая за отбор информации. И для того, чтобы запомнить что-либо, нам необходимо заинтересовать

эту структуру в той информации, которая нам нужна. Как же это сделать?

Как по-быстрому развить свою память, чтобы сдать экзамен? Об этом размышляет каждый студент. Некоторые из них усиленно начинают пить различные комплексы витаминов для памяти. Память многих учащихся подводит их даже после того, как они ночами просиживают над экзаменационными билетами.

Если мозг считает информацию не важной, он не станет ее принимать. А объяснить ему, что завтра экзамен, просто невозможно. Поэтому студенты часто забывают то, что учили совсем недавно. Развить свою память за считанные дни удается не всем.

Но иногда принцип работы нашей памяти имеет совершенно другой характер. Мы способны запомнить на всю жизнь то, что вызвало у нас сильные эмоции или заставило прочувствовать резкие физические ощущения.

Например, вас на рынке обругала противная бабушка, или вы подвернули ногу и упали, или потеряли бдительность и вас укусила мелкая шавка... Все это вы запомните на месяцы, а то и годы.

Вот такие случаи вытесняют из нашей памяти менее важные моменты, и мы начинаем потихоньку забывать то, что помнили совсем недавно.

Как обмануть свой мозг?Для того, чтобы провести свой головной мозг и развить внимание и память, необходимо преподнести ему нужную для запоминания информацию, как стоящую внимания.

Запомнить наизусть множество стихов или имена и мобильные телефоны всех сотрудников вашей фирмы совсем несложно, если вы в курсе, как развить свои память и внимание. Залог хорошей работы вашей памяти — это удовольствие и любопытство. Та информация, которую вы окрасите в эмоции, запоминается намного быстрее той, к которой вы отнесетесь безразлично.

Главный принцип запоминания — ассоциации

Чтобы запомнить какую-либо информацию, нам необходимо ее переработать. А для того, чтобы ее переработать, необходимо, чтобы она вошла в контакт с уже существующей в нашей голове информацией. Надеюсь, я понятно выразился.

То есть, необходимо развить в себе технику эмоциональной привязки новой информации к уже имеющейся. Проще говоря, проводите ассоциации. Пусть даже они будут хулиганскими и неприличными. Информация сопровождаемая такими ассоциациями, запоминается лучше всего.

Придайте объекту нереалистичный для него цвет, нереальные размеры или заставьте его совершать необычные движения. Включайте воображение, фантазируйте и вы запомните все, что хотите. Наш мозг очень хорошо цепляется за то, что мы часто встречаем в своей жизни и знаем очень хорошо, и за то, что кажется нам необычным.

Ученые говорят, что из нашей памяти, в которой запечатлевается абсолютно все, ничего не стирается, а просто мы не умеем ею пользоваться. Вопрос стоит в следующем. Как извлечь все эти запечатлившиеся моменты?

Наша память — это миллиарды событий, заученных стихов, прочитанных книг и множество другой информации. Необходимо постоянно совершенствоваться, чтобы развивать не только память, но и другие качества и навыки.

Почему мы не помним? Мы забываем потому, что в повседневной жизни просто не пользуемся всем тем, что помним. Мозг сам подавляет все лишнее, не давая нам утонуть в тоннах информации.

Он отправляет наши воспоминания куда-то глубоко-глубоко. А так как они не связываются с другими воспоминаниями, мы просто не можем их оттуда извлечь. Припомните моменты из своей жизни, которые как-то помогли вам вспомнить, например, о вашем детстве или о людях, которых вы давно не видели, или о ваших еще маленьких детях... Вот, что я имею в виду.

Память и внимание тесно связаны между собой. Без концентрации внимания мы бы не смогли запомнить ту или иную информацию. А чтобы развить свое внимание, необходимо иметь правильный подход к жизни. Расхлябанный человек вообще не может ни на чем сконцентрироваться.

Советы по развитию памяти (прежде всего механической).

1."Не подряд". Научное название здесь такое: "закон распределения повторений во времени". Суть: число повторений, необходимых для полного усвоения материала, уменьшается, если не стремиться запомнить все в один присест. Чем больше надо повторений, то есть чем обширнее порция запоминаемого материала, тем больше разница между требуемыми повторениями "за один присест" и за несколько.

2.Необходимо систематически чередовать пассивное восприятие запоминаемого материала с активными попытками припоминания с психологической установкой на запоминание. Переход на эту новую систему запоминания потребует в среднем 4-5 месяцев, но полностью себя оправдает.

3. По возможности чаще применять мнемотехнические (то есть не связанные с содержанием запоминаемого) приемы. Например: "Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны". Здесь одно затруднение: рецепта, как самому сочинять такие присказки-подсказки, не существует, а готовых приемов на все случаи жизни не напасешься. Но их не трудно изобрести человеку, знакомому с индивидуальными особенностями своей памяти. Нужно запомнить и руководствоваться генеральным правилом всякой умственной работы - отдыхать через смену занятий, а не через безделье. И это относится к памяти в полной мере.

4.Разнообразие, избежание монотонности в работе памяти.

Известно, что эмоционально окрашенные события, прежде всего отрицательные, а также аффекты забываются плохо.

Информацию для запоминания лучше подавать на фоне цветового, зрительного и тонального слухового восприятия.

Необходимо стремиться, чтобы в запоминании и воспроизведении участвовали все чувства или хотя бы большая их часть. Нужно научиться создавать их сочетание (например, цифра 8 - представляется полной женщиной, 87 - полная женщина идет с усатым мужчиной, цифра 5 - пахнет ландышем и т.п.).

Совмещать запоминание лучше в сочетании с другим механическим занятием (ходьба, вязание и т.п.).

Процесс развития памяти в его качественном своеобразии, без ограничения возраста, даёт возможность широкого использования сравнительно - генетического метода применительно к произвольным и непроизвольным формам памяти. Вопрос о специфике функций памяти как свойства личности человека до сих пор представляет интерес для установления условий развития памяти на всех уровнях её функционирования.