Обсуждение темы поставок вооружения и различных товаров в СССР по Ленд-лизу в период Второй Мировой войны всегда было предельно политизировано. В советское время была установка на то, что Ленд-лиз как минимум, не оказал никакой пользы. В рамках этой установки особо рьяными авторами было написано немало глупостей.
Упоминая ленд-лизовские танки, подобные авторы любили приводить «факт» о том, что советские танкисты настолько не любили американский танк «Шерман», что даже прозвали его «БМ-6». Что означало «братская могила на шесть человек». Подобные перлы свидетельствовали не только о незнании такими авторами того, о чём они пишут, но и об их элементарной тупости. Они даже не могли сообразить, что и в советское время любой желающий мог узнать количество людей в экипаже американских танков. Недавно, мне попалось ещё более забавная версия о том, что танк «Стюарт» по версии таких же «знатоков» именовали «БМ-7» — совсем ни в какие ворота не лезет.
Кстати, прозвище «БМ» с соответствующим цифровым индексом, советские танкисты давали любой бронетехнике: танкам, самоходкам, бронеавтомобилям, и это никак не говорило о качестве этих боевых машин.
Я не собираюсь вмешивать в споры о нужности или ненужности поставок, в частности, танков по Ленд-лизу. Но хочу заметить, что самый веский довод о сравнении общего числа поставленных танков с производством в СССР не является корректным показателем — надо сравнивать число поставленных с имеющимся на фронте в конкретные периоды. Говоря же о качестве ленд-лизовских танков, надо всегда помнить такой пример: танки «Валентайн» англичане перестали использовать уже в 1944 году, считая их устаревшими. А вот производство этих танков не прекратили, и отправляли в СССР. Где «Валентайны» использовались до последнего дня войны в составе мотоциклетных частей и кавалерии. Кстати, недавно опубликованные результаты испытаний в СССР английской 57-мм пушки (стояли на поставляемых в СССР танках «Валентайн» и «Черчилль»), показали, что она имела даже лучшую бронепробиваемость, чем наша 76-мм танковая пушка.
Так что, всё не так просто с танками.
Но, однако, есть неоспоримый факт, и он в том, что войну мы всё-таки выиграли на своих, отечественных танках. А американские и английские машины, хоть и сыграли значительно большую роль, чем нам пытались, простите, втюхать в советское время, всё равно были не самым необходимым из того, что мы получали по Ленд-лизу.
Гораздо важнее оказались поставки 375 000 грузовых и 52 000 легковых полноприводных автомобилей и 5 500 тягачей. Которые, не только позволил существенно повысить уровень моторизации Красной Армии. Но ведь и сыграли роль в обеспечении танками: отсутствие необходимости производить собственные тягачи и грузовики позволили все ресурсы промышленности бросить на танки. И это, пожалуй, самая существенная помощь Ленд-лиза, важный вклад в победу.
Однако, если говорить именно про бронетехнику, то в американских поставках большущую ценность для нас представляли машины, именуемые в документах как «Многоцелевая самоходная установка на полугусеничной базе М15» (поставлено 100 единиц) и «Многоцелевая самоходная установка на полугусеничной базе М17» (поставлено 1000 единиц). Под этими названиями скрываются, соответственно, американские зенитные самоходки Combination Gun Motor Carriage М15А1, вооруженная 37-мм автоматической пушкой и двумя 12.7-мм пулемётами, и Multiple Gun Motor Carriage M17, на которой было четыре 12.7-мм пулемёта.
Конечно, 1100 самоходных установок, в масштабах Восточного фронта выглядит не очень внушительно. Однако это ровно на 1100 больше, чем имелось машин такого класса в Красной Армии. А надо заметить, что в РККА были вообще серьёзные проблемы с малокалиберной автоматической зенитной артиллерией. Я уже писал об этом в других статьях. И если количество американских и английских танков, поставленных в СССР, не идёт ни в какое сравнение с произведёнными советской промышленностью, то, например, поставленные в СССР 5511 40-мм и 340 37-мм американских автоматических зенитных пушек, смотрятся совсем иначе в сравнении с произведенными в Советском Союзе 17490 37-мм и 4888 25-мм зенитными орудиями того же класса. Да и тысяча с лишним зенитных самоходок уже более впечатляют.
М15 и М17 поступали на вооружение зенитно-артиллерийских полков механизированных и танковых корпусов, а также некоторых зенитно-артиллерийских дивизий танковых армий. Но первые машины прибыли в начале 1944 года, а в войска большая часть поступила лишь в конце 44-го, начале 45-го.
Отсутствие зенитной самоходной артиллерии в РККА очень сильно ощущалось. Вот самый типичный пример. В ходе операции «Багратион» 2-я танковая армия ушла в глубокий прорыв и, как мало кому известно, чуть сходу не взяла Варшаву. Однако, оторвавшись от своих войск, танкисты вышли из-под «зонтика» наших истребителей. Штатной зенитной артиллерии было крайне мало, даже буксируемой. В результате очень существенные потери от немецких штурмовиков, которые действовали безнаказанно. Единственным спасением тогда оказалось высокое насыщение армии американской техникой: и «Шерманами», и различными самоходками. На большинстве американских машин стояли зенитные пулемёты, ставшие практически единственным средством борьбы с авиацией противника.
Так что трудно не согласиться, что самоходные установки М15 и М17 как раз та техника, которой бы хотелось побольше получить.
Я упомянул про 2-ю танковую армию и Варшаву. Кому интересно, рекомендую мою статью:
Неизвестные битвы: танковое сражение при Варшаве