1869 год. Австро-Венгрия. Здание Венского императорского музея. Кабинет директора. Два специалиста по древностям Бруно Бухер и Гуго Лейшинг нетерпеливо расхаживают по комнате. Сегодня у них важная встреча с неким антикваром из Одессы. На часах полдень. Входит мужчина средних лет. Молча идет к столу, достаёт из потрепанного саквояжа какой-то предмет, завёрнутый в шерстяные тряпки и, развернув их, торжественно объявляет, -
«Господа! Перед Вами тиара скифского царя Сайтоферна! Я прошу за неё… 200 000 франков!»
Специалисты ахнули! На столе, излучая мягкое матовое сияние золота, лежал древний шлем-корона изумительной работы и превосходной сохранности. Только в одном месте виднелась небольшая вмятина, словно от меча, но украшения вокруг почти не были повреждены. Независимая экспертиза подтвердила — тиара настоящая. Да вот только цена оказалась непомерной. 200 000 франков или 90 000 рублей золотом! И это — в XIX веке!
Венский музей умолял продать сокровище в рассрочку, но одесский антиквар отказался. Деньги — вперёд! И точка! Австрийцы едва не заплакали от горя. Если бы они только знали, что великолепный шлем-корона на самом-то деле… Искусная подделка.
Братья Шепсель и Лейба Гохманы. Купцы третьей гильдии. Жили в Одессе, торговали колониальными товарами: чаем, кофе, табаком. Денег хватало только на содержание магазина. Большой прибыли он не приносил. И вот тогда Гохманы решили открыть антикварную лавку. Они переехали в Очаков, где наняли опытного мастера — ювелира, -
«Это просто чудо, а не человек — Изя Рухомовский! Золотые руки! Он таки мог подделать всё на свете: брошки, пряжки, серьги! Денежки потекли ручьём, и мы решились на главную аферу в жизни — продать какому-нибудь музею нечто эдакое! К примеру, фальшивую тиару скифского царя. Тем более когда-то скифы жили в наших краях. Изя сделал работу за два месяца. Мы ему сказали, что это подарок нашему харьковскому другу-учёному!»
Один из братьев отвёз тиару в Австрию, а когда Венский императорский музей не смог найти необходимую сумму, предложил корону… Дирекции Лувра! Баснословная цена французов не отпугнула! Они даже попытались занять 200 000 франков у парламента. Не получилось: депутаты отдыхали — каникулы. В итоге деньги собрали парижские меценаты и все остались довольны. Музей получил древний артефакт, а Шепсель Гохман богачом вернулся в Одессу. Беда пришла, откуда не ждали, —
«Обман раскрылся через пару лет, когда французы задержали своего самого злостного фальсификатора картин. Его посадили, но этот болван, прямо на суде, возьми да и скажи, мол, в Лувре на самом-то деле полным-полно подделок. В том числе — наша знаменитая тиара! Вот тут-то все и началось!»
Это был невероятный скандал! Корону ещё раз отнесли на экспертизу, которая подтвердила… Новодел! Местные газеты ликовали. Одна карикатура сменяла другую — Лувр в виде осла с тиарой на голове.
А вот дальше произошло нечто странное. Знаменитую фальшивку из Одессы французы официально признали исключительным ювелирным украшением и даже поместили её в музей декоративно-прикладного искусства в Париже.
Вскоре мастер Рухомовский признался: корону сделал именно он. И его (человека, который про аферу ничего не знал) пригласили на работу в сам Лувр. Правда, имени заказчика Изя так и не назвал. Братья Гохманы остались на свободе! Как сказали бы в Одессе… картина маслом!