Помню, меня очень зацепили эти два фото, когда я увидела их в первый раз. Мне даже показалось, что эти жительницы Беломорской Карелии выглядят словно герои сказки.
Очень легко представить, что одна из этих девочек ходит в дремучий лес за грибами, где попутно общается с таинственными лесными духами, заходит в гости к ведьме Сюэятар (сродни русской бабе-яге) и катается на небесном лосе Хийси.
Недавно я нашла автора фотографий. Как это часто бывает - это финн, Армас Отто Вяйсянен.
Да, так вышло, что во многом именно благодаря финнам мы можем увидеть множество уникальных старых кадров, снятых в нашей Карелии в конце 19 - начале 20 века. А также узнать многие карельские традиции, почитать древние карельские руны (из которых, собственно, и состоит Калевала, которую составил именно финн - Элиас Лённрот), увидеть множество иллюстраций карельского быта, карельской архитектуры.
Почему именно финны так активно исследовали нашу Карелию? Дело в том, что долгое время нынешняя территория Финляндии находилась в составе Швеции и финны в подавляющем большинстве говорили на шведском языке. Особенно это, конечно, касается финской интеллигенции, которая была больше интегрирована в шведское общество (тут, наверное, можно провести некую параллель с нашей аристократией, которая на каком-то отрезке нашей истории говорила исключительно по-французски, и даже не всегда умела грамотно писать на русском).
Финский язык сохранялся только благодаря "глубинному народу" - хуторянам, которые традиционно издревле говорили в своих семьях по-фински. Только лишь после вхождения Финляндии в состав Российской империи, в 1863 году финны смогли добиться признания финского языка официальным, наравне с русским и шведским. Даже сейчас на некоторых территориях Финляндии шведский язык преобладает среди населения (например, на Аландских островах).
Так вот, к концу 19 века финны, увлечённые идеями западного романтизма, провозгласили финский язык одним из главных признаков нации. И именно из этого течения "романтического национализма" у представителей финской художественной интеллигенции в 1890-е годы возник повышенный интерес к Карелии. Считалось, что в Карелии сохраняется калевальский уклад жизни, и финское искусство может создаваться лишь на его основе.
Так мы возвращаемся к Армас Отто Вяйсянену. Он был одним из тех, кто отправился изучать Карелию (хотя конечно он изучал далеко не только её одну, интересы учёного было очень широки).
В 1915 - 1920 годах он путешествовал по финской и российской Карелии, обследовал Западную Ингерманландию, районы проживания южных вепсов...
Здесь я покажу кое-что из фотографий, сделанных им в 1915 году в Беломорской Карелии. Но не все подряд, а только женские портреты. Они у него получились просто великолепно: и художественно, и в то же время вполне информативно.