При эксплуатации ОС Мир не ставилась задача использования испытанной в 1990 году установки 21КС, однако полученный при ее создании уникальный опыт был использован на АО «НПП «Звезда» при разработке упрощенного средства самоспасения, предназначенного для обеспечения возврата космонавта в скафандре ОРЛАН-М на поверхность МКС в случае его случайного отрыва от станции в процессе выполнения внекарабельной деятельности (далее ВКД). Безопасность экипажа в СК ОРЛАН-М при перемещениях по поверхности станции обеспечивается применением двух страховочных фалов. С целью повышения безопасности ВКД «при двух отказах» или ошибках экипажа по аналогии со скафандром НАСА была рассмотрена возможность дополнительной комплектации СК ОРЛАН-М на МКС устройством для самоспасения космонавта.
Разработка такого устройства для перспективного скафандра была начата на АО НПП «Звезда» в 1998 году. Технические требования на российский «Сейфер» и логика его работы с целью унификации и облегчения тренировок экипажей были максимально приближены к характеристикам имеющегося «Сейфера» американского скафандра ЕМU. В то же время российский «Сейфер» существенно отличается от «Сейфера» ЕМU по конструкции, по пневмосхеме, по способу закрепления на СК, органам управления и т.д. В 2001–2002 годах Звезда закончила отработку «Сейфера» и изготовила образцы для доставки на МКС.
«Сейфер» жестко крепится на СК в 4-х точках. При этом сохраняется возможность обслуживания СК на МКС, вход и выход из СК, проход через штатный люк диаметром 1 ми аварийный вход в отсеки МКС через люк диаметром 0,8 м. Предусматривается также возможность аварийного снятия Сейфера со скафандра во время ВКД (с помощью второго члена экипажа).
Электропитание «Сейфера» осуществляется от батареи СК ОРЛАН-М включением тумблера, размещаемого на пульте скафандра. Пульт управления «Сейфером» расфиксируется и устанавливается в рабочее положение вручную после включения электропитания.
Пульт управления «Сейфером»
Система управления движением (СУД) «Сейфера» имеет 3 режима работы: полуавтоматический режим управления (ПАУ), режим непосредственного управления (НУ) и режим аварийного управления (АУ).
В режиме ПАУ обеспечиваются:
автоматическое гашение приобретенных в момент отрыва угловых
скоростей;
стабилизация углового положения относительно 3-х осей с точнос-
тью ±5°;
ручной разворот относительно одной из осей с сохранением угловой
стабилизации относительно двух других осей;
ручное гашение или набор линейной скорости по 3-м осям.
Общий вид «Сейфера» в сборе с «Орланом»
В режиме НУ обеспечиваются ручное гашение угловой скорости, разворот относительно любой оси и ручное гашение или набор линейной скорости. Режим АУ аналогичен режиму НУ, но при этом управляющие команды и электропитание передаются по независимым линиям.
Помимо функций управления, СУД осуществляет функцию контроля за состоянием пневмосистемы «Сейфера», и выдает команды на изменение конфигурации и работы пневмосистемы при отказе одного из микродвигателей.
P.S. Этой статьей я завершаю цикл публикаций, посвященных отечественным разработкам систем по перемещению в космосе, ознакомиться с которыми Вы можете перейдя по ссылкам:
2 Установка для перемещения и маневрирования в космосе 21КС
*При написании статьи использованы материалы из книги "Космические Скафандры России" И.П. Абрамов, М.Н. Дудник, В.И. Сверщек, Г.И. Северин, А.И. Скуг, А.Ю. Стоклицкий и экспонаты музея АО "НПП "Зввезда"