Корней Чуковский не был профессиональным педагогом. Более того, исключенный из гимназии в 5 классе, не получил формального образования. Всю свою жизнь Корней Иванович занимался самообразованием. Все, чего добился писатель, - результат упорного кропотливого труда. Большое количество критических и публицистических работ, переводы, журналистика - во всех этих жанрах Чуковский преуспел.
Корнея Ивановича можно считать педагогом с большой буквы - педагогом-теоретиком, и педагогом-практиком. Важным делом в своей жизни он считал изучение психики маленького человека, овладение им навыков речи за короткий срок. Всем известная книга "От двух до пяти" посвящена изучению ребенком окружающего мира через родной язык. По утверждению самого писателя, если бы у него не было четверых детей, вряд ли появилась бы эта книга, да и все детские сказки.
В Куоккале, затем в Переделкино, в доме Чуковских постоянно гостили творческие люди, многие приезжали с детьми. Корней Иванович совершенно не признавал сюсюкания, разговаривал с малышами, как со взрослыми. Считал, что игрушкой родители откупаются от ребёнка, а нужно его занимать делом, развивать способности. Сам любил наблюдать за детьми, придумывал им различные игры и забавы. Например, гуляют они по лесу, маленькие начинают хныкать. Писатель внезапно падает на землю, прислоняется лицом к стволу дерева, и начинает причитать: "Помогите! Спасите! Я приклеился носом, отцепите меня!" Тут дети, забыв об усталости, бегут вытягивать сказочника, как репку. Или встает на четвереньки, и начинает "лаять" на собак, а детвора с восторгом присоединяется. Или, превратившись в лошадку, катает всех по очереди, скачет вместе с детьми на одной ноге, кидает камни: кто дальше?
В Переделкино в 50-60-е годы дважды в год устраивал свои знаменитые "костры" , как плату за вход принимал морковку и картошку, которые запекались в огне.
У меня есть особый способ излечения от тоски и тревоги: созвать к себе детей и провести с ними часов пять, шесть, семь...
В то же время писатель не следил за школьными успехами детей и внуков, подписывал дневники, не глядя. Считал, что прочные и хорошие знания можно получить только по собственному желанию. Вывод такой сделал на своем опыте.
Странное дело, оказалось, что гимназический курс удивительно легкий, когда изучаешь его без учителей и наставников, не в стенах гимназии. (из автобиографической повести "Серебряный герб" после того как его исключили из гимназии)
Все дети в семье Чуковских рано начинали читать и писать, знакомиться с литературой, читали наизусть стихи, изучали английский язык с детства. Происходило это играючи, как бы невзначай. В любой момент Корней Иванович мог остановить игру, и спросить перевод какого-либо слова, или придумать рифму к слову, или высказать свое мнение о прочитанной книге.
Не терпел Дед (кличка К.Ч.) праздного времяпровождения, а также азартные игры.
«Прожив длинную и трудную жизнь, я хорошо понял, что быть честным прежде всего очень выгодно».
Спасибо, что дочитали! Читайте на моем канале ещё статьи о Чуковском:
Корней Чуковский. От бастарда до доктора литературы.
Почему мать К. Чуковского, полтавскую крестьянку, называли "барыней"?