Найти тему

Между ангелом и чертом - что выберешь ты? Отзыв на последний фильм Ким Ки Дука

Артхаусный корейский режиссер Ким Ки Дук недавно покинул подлунный мир, что заставило меня опечалиться и посмотреть его последний фильм.

Сразу скажу, что я поклонница раннего периода творчества Кима, примерно после "Вздоха" и "Мечты" в моих личных отношениях с его киномиром что-то пошло не так. Поэтому примерно 10 его последних картин я смотрела уже в основном только из уважения к создателю шедевра "Весна, лето, осень, зима и снова весна".

Я всё надеялась снова обрести медитативное умиротворение и пережить катарсис, как раньше - но обнаруживала в его фильмах лишь дисгармонию и мизантропию. Может, это не Ким Ки Дук изменился, а мое восприятие?

Впрочем, речь не об этом, а о фильме "Растворяться" 2019 года. Режиссер снял его в Казахстане на русском языке. Было очень непривычно смотреть фильм Ки Дука и слушать, как актеры говорят на русском.

кадр из фильма, скриншот
кадр из фильма, скриншот

Сюжет предельно прост. Мы видим противопоставление двух похожих друг на друга девушек по имени Дин (их обеих превосходно сыграла Динара Жумагалиева). Одна из них живет забитой овечкой в патриархальной семье, где над девушкой издевается брат, абьюзит мать и безмолвствует не способный ее защитить отец. Она - типичная жертва, которая зажата как в клещи в скучный регламентированный мирок, где ей указывают, как одеваться и с кем дружить, заставляют звонить каждый час с отчетом, где она и с кем, и приходить домой в семь вечера.

Кадр из фильма, скриншот
Кадр из фильма, скриншот

Семья, в которой Дин живет - гипертрофированная до искусственности модель подавления всякой свободы личности. Настолько, что мучающие девушку персонажи выглядят нереалистичными куклами. За исключением братца, весьма убедительного отморозка (ну, Ким Ки Дуку всегда хорошо удавалось изображать "плохих" парней).

В один прекрасный день Дин, сидя в кафе, видит в окно девушку, которая является точной копией ее самой, только ведет она себя совсем иначе - это фемин-фаталь, мужчины падают к ее ногам штабелями и выполняют ее капризы.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Дальше по сюжету эти два двойника следят друг за другом и меняются местами, как в сказке Твена "Принц и нищий". Роковая красотка учит "жертву" давать отпор родителям и брату и вообще всячески обучает своей модели поведения.

И вот, хотя на первый взгляд эти две девушки кажутся противоположностями, ангелом и демоном, жертвой и хищницей, овечкой и волчицей, в финале мы неожиданно обнаруживаем, что обе они по сути - одно и то же.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Это удивительно, но поиск Ким Ки Дука, который, как обычно, ищет человека, балансируя между ангелом и животным, заканчивается в точке пустоты. Отсюда и название картины - "Растворяться". Обе девушки, которые, по сути, разные проявления одного и то го же человека, на поверку оказываются жервами, а их модели поведения ведут только к страданиям.

И ответ Дин на вопрос: "Хочешь ли ты продолжать жить так, как жила раньше?" ожидаемый - нет!

Режиссер не дает нам ответов о том, а как же именно она будет жить дальше. Он, как всегда, лишь задает вопросы. И святоша, и зверь здесь, на этой планете - жертвы, обреченные на страдание. Ни один способ поведения не выигрывает.

Как нужно жить, Ким Ки Дук не отвечает, растворяясь вместе со своими героями в дивной красоты горном пейзаже.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Спасибо, что прочитали!