Основным инструментом управления персоналом является кадровая политика компании, или КП компании. Она определяется руководством и отражается в документах, которые описывают всё, что касается работы с кадрами.
Понятие, инструменты реализации
К КП относятся принципы, методики, процедуры, своды правил, которые применяются в управлении людьми и способствуют формированию квалифицированной команды, способной вовремя реагировать на изменения рынка и подстраиваться под них, чтобы содействовать росту компании.
Сегодня всё больше организаций к пониманию кадровой политики подходят комплексно, следя, чтобы она и кадрами обеспечила, и способствовала повышению мотивации сотрудников.
Инструментами КП будут:
- кадровое планирование;
- работа с кадрами — отбор, продвижение;
- управление персоналом;
- ценности и правила в коллективе;
- мероприятия, направленные на обучение, повышение квалификации;
- система наказаний и вознаграждений.
Сущность, направления
Кадровая политика представляет собой документ, который даёт ответы на основные вопросы:
- какое отношение у организации к персоналу;
- какие качества специалистов считаются в компании наиболее ценными;
- какие возможности открываются перед сотрудниками;
- как в компании заботятся о коллективе;
- как регулируются отношения между руководством и подчинёнными.
Также в других документах, таких как коллективные договоры, отдельные нормативные акты о премировании, стимулировании, аттестации, оплате труда работников, трудовые договоры, штатные расписания и т. д., отражаются и иные положения, касающиеся сотрудников, а также правила работы с запретами и ограничениями.
Рассмотрим основные направления кадровой политики.
- Управление персоналом. Оно сводится к важности как индивидуальных, так и организационных целей: ищется компромисс между интересами компании и сотрудников.
- Подбор, набор сотрудников. Направление основывается на принципах соответствия, профессиональной компетентности, практических достижений и индивидуальности. Иными словами, каждый подобранный сотрудник должен быть компетентным, опытным, чтобы справляться с объёмом задач и соответствовать требованиям должности. Более того, он должен обладать нужными личностными качествами (например, лидерскими). Важны и намерения, характер, от них напрямую зависят мотивация специалиста, производительность и, следовательно, скорость развития самой компании.
- Ввод и адаптация новых сотрудников. Чтобы ускорить этот процесс, желательно разработать должностные инструкции — своды с правилами, обязанностями, ценным конечным продуктом каждой должности. В противном случае, пока работник будет сам со всем разбираться, пройдёт слишком много времени. И хорошо, если при этом не будет ошибок с его стороны.
- Оценка, аттестация. Данное направление КП подразумевает определение показателей оценки и непосредственно оценку с помощью разработанной системы.
- Развитие персонала. Это и повышение квалификации, и личностный рост сотрудников. С одной стороны, компания может обучать кадры и периодически вносить изменения в должностные инструкции, с другой — сами специалисты должны стремиться к развитию.
- Мотивация, стимулирование. Это направление предполагает использование системы поощрения и наказания, разработку справедливой системы оплаты.
Цели
Основная цель КП — разработать эффективную модель управления персоналом, которая способствовала бы повышению результативности труда, соответствовала требованиям законодательства, учитывала состояние на рынке труда.
Есть и другие:
- закрепить документально права и обязанности работников;
- грамотно использовать кадры;
- способствовать повышению эффективности труда;
- разработать системы отбора, мотивации персонала;
- составить эффективные обучающие программы, способствующие повышению квалификации, переквалификации;
- сформировать и внедрить корпоративную культуру и т. д.
Общие требования
В первую очередь КП должна быть тесно связана со стратегией развития организации, ведь результат будет, только если сотрудники сами будут видеть свои цели. Кроме того, зачастую основное препятствие в бизнесе — когда члены команды не разделяют общей цели.
Другие требования:
- стабильность — персонал должен быть уверен в том, что его интересы учитываются;
- гибкость — если изменяется тактика производства, ситуация в экономике, КП также должна изменяться;
- экономическая обоснованность — объективная оценка финансовых возможностей, так как формирование эффективной команды невозможно без затрат со стороны организации;
- индивидуальный подход к сотрудникам;
- чёткость, последовательность.
Если эти требования выполняются, цели и интересы компании совпадают с интересами сотрудников, она преуспевает.
Формирование
КП создаётся под влиянием внешних и внутренних обстоятельств.
- Внешние обстоятельства организация не в состоянии изменить, но обязана учитывать. Среди них: трудовое законодательство, экономическое состояние страны.
- Внутренние — поддаются изменениям. Сюда относятся: цели компании, планы, кадровый состав, финансовые ресурсы, стиль управления.
Так, в компанию с жёсткой централизацией и компанию, выбирающую положения децентрализации, нужны разные сотрудники.
Критерии оценки
Анализируя кадровую политику компании, учитывают:
- сколько сотрудников в штате (руководителей, менеджеров, обслуживающего персонала, пенсионеров, лиц, находящихся в декретном отпуске, и т. д.), а также уровень образования, опыт работы, квалификация;
- уровень «текучки» (она может и положительно влиять на компанию: новые люди — новые идеи, однако проще работать с устоявшимся персоналом — людьми, которые разделяют цели и миссию компании, гораздо важнее (а иногда и дешевле) удерживать и развивать квалифицированных специалистов);
- гибкость (важно то, насколько динамично изменяется кадровая политика при смене обстоятельств);
- учёт интересов сотрудника (присутствует ли индивидуальный подход).
Совершенствование
Совершенствование кадровой политики важно начинать с изучения целей организации. В то же время, если ориентироваться только на них и не учитывать потребностей персонала, начнётся «текучка» кадров. Следует проанализировать и стиль управления, попустительство влияет не только на производительность труда, снижая её, но и на сплочённость команды (каждый будет отвечать сам за себя).
Нельзя забывать, что компания — это последовательность функций, и её успех напрямую зависит от того, как эти функции будут выполняться. Чтобы обеспечить выполнение, достаточно создать 7 отделений (по количеству функций):
- административное;
- построения;
- распространения;
- финансовое;
- техническое;
- квалификации;
- отделение по работе с публикой.
В отделении построения должен эффективно работать отдел направления и персонала, чтобы не просто бездумно нанимать людей, а находить «слабые места» в компании и брать квалифицированных специалистов именно на нужные должности.
Этапы разработки
Выделяют 3 базовых этапа разработки КП:
- обоснование цели кадровой политики;
- составление методических рекомендаций по разработке программы управления персоналом (может быть несколько мини-этапов, включая определение показателей оценки и планирования, анализ, разработку прогноза развития и т. д.);
- выбор оптимального варианта КП.
Виды
По масштабам кадровых мероприятий различают:
- пассивную КП (в этом случае утверждённого алгоритма работы с кадрами нет: руководитель просто при возникновении проблемных ситуаций оперативно их решает, часто не вникая в причины);
- реактивную КП (отслеживаются не только проблемные ситуации, но и причины их появления, чтобы оказать эффективную оперативную помощь);
- превентивную КП (в этом случае штат анализируется, прогнозируется ситуация с кадрами, но повлиять на неё руководство не может);
- активную КП (наблюдается, когда есть и прогноз, и возможности влияния, например, разрабатываются кадровые программы).
В свою очередь, активная КП делится на рациональную (когда составлены прогнозы развития на разные временные промежутки, варианты реализации) и авантюристическую. В последнем случае прогноза нет, но планы всё равно разрабатывают, стараясь повлиять на ситуацию.
По степени открытости различают:
- открытую КП, которая прозрачна, соискатели могут прийти и устроиться на любую должность, в том числе стать руководящим звеном;
- закрытую КП, где, чтобы стать частью руководства такой компании, нужно пройти путь с самых «низов».
Структура
Выделяется 2 базовых аспекта:
- в функциональном аспекте важны такие составляющие, как: определение стратегии, учёт потребностей организации в персонале, отбор, введение в должность, оценка сотрудников, повышение квалификации, организация работы, политика зарплаты и социальной защиты;
- в организационном аспекте элементами выступают сами сотрудники и отделения в компании, которые отвечают за работу с кадрами.
Требования к специалистам предприятия
Зачастую для руководителей важны:
- компетентность сотрудника;
- уровень квалификации;
- аналитическое мышление;
- организаторские, лидерские качества;
- коммуникабельность;
- дисциплинированность;
- ответственность.
Для человека, который будет занимать руководящую должность, например, исполнительного директора, имеют значение также преданность интересам организации, умение грамотно выстраивать отношения с подчинёнными. В «Visotsky Consulting» рекомендуется обращать внимание ещё и на уровень мотивации.
Если есть несколько компетентных сотрудников, лучше выбирать того, кому свойственна высокая мотивация.
Кадровая политика организации: пример алгоритма
Идеального пошагового плана выработки КП не существует. Но за основу можно брать алгоритм, где:
- в первую очередь анализируется текущая кадровая политика, цели, стратегия развития организации, изучается рынок труда, чтобы выбрать тип кадровой политики;
- на основании целей и с учётом потребностей работников разрабатываются принципы, определяются приоритетные направления;
- выбираются инструменты для реализации, оцениваются финансовые возможности предприятия;
- кадровая политика утверждается руководством, а её принципы вносятся в нормативные акты, после чего внедряются в рабочие процессы;
- после внедрения оцениваются результаты: соответствует ли кадровая политика целям, стратегии компании, есть ли у неё ещё проблемные места, если нужно, вносятся изменения.
Заключение
Поскольку персонал является основным ресурсом компании, кадровая политика — важнейший её инструмент. Чтобы его использовать, важно определить её цель, выбрать вид, разработать и грамотно внедрить принципы. Для достижения успеха в бизнесе работу с коллективом важно проводить непрерывно.