Найти в Дзене

Гусеничный монстр на советско-германском фронте!

NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2
NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2

В 1940 году компания Neckarsulmer Fahrzeugwerke, AG, расположенная в г. Некарсульм, получила от Министерства вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) заказ на разработку легкого тягача, предназначенного для повышения мобильности пехотных подразделений, ведения разведки, буксировки легких артиллерийских систем и других грузов военного назначения.

NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2 из коллекции «Мотомира»
NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2 из коллекции «Мотомира»

NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2 оснащался автомобильным, 4-цилиндровым, рядным, бензиновым двигателем Opel Olympia мощностью 36 л.с. при 3400 об/мин. Трансмиссия включала сухое однодисковое сцепление, 3-ступенчатую коробку передач, демультипликатор и двойной дифференциал.

В ходовую часть входили переднее управляемое колесо в вилке мотоциклетного типа и смонтированный на несущем сварном корпусе гусеничный движитель, состоящий из пяти сдвоенных обрезиненных катков, ведущего колеса переднего зацепления и цепной ленты, шириной 170 мм с резиновыми подушками. В передней части корпуса машины находилось место водителя, еще два сиденья были оборудованы в кормовой части корпуса. Вооружения гусеничный мотоцикл не имел.

NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2 из коллекции «Мотомира»
NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2 из коллекции «Мотомира»

По пересеченной местности машина могла передвигаться по грязи и даже по болоту, благодаря незначительному давлению на грунт. Масса мотоцикла составляла 1235 кг. Он мог перевозить груз в 325 кг и буксировать прицепы массой до 450 кг. Кроме водителя мог перевозить еще двух человек. Топливные баки общей емкостью 42 литра, размещенные по бокам от сиденья водителя обеспечивали запас хода – 260 км по шоссе, а по пересеченной местности – 175 км.

NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2
NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2

Максимальная скорость по шоссе достигала 62-70 км/ч, а по пересеченной местности – 40-48 км/ч. Поворот машины с большими радиусами поворота осуществлялся за счет поворота колеса, с малыми радиусами поворота машина поворачивалась за счет торможения гусеницы.

NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2
NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2

Благодаря своей хорошей проходимости и надежности, а также простоте и удобстве в обслуживании, гусеничные мотоциклы NSU Kettenkrad HK-101 SdKfz2 постепенно распространились во всех наземных войсках, в том числе и бронетанковых подразделениях. Они представляли собой одно из немногих средств, способных действовать в условиях весенней и осенней распутицы на советско-германском фронте.

NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2 из коллекции «Мотомира»
NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2 из коллекции «Мотомира»

Недостатки машины: узкая колея, полная незащищенность экипажа, а также склонность к опрокидыванию при движении по косогорам и при выполнении поворотов на большой скорости, причем при опрокидывании водитель практически никогда не успевал покинуть машину. Нарекания у водителей также вызывала высокая трудоемкость обслуживания машины — одних только точек смазки у нее было 150.

NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2
NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2

Ценность экземпляра нашей коллекции состоит в том, что Kettenkrad выпущен ещё в военное время — в 1944 году. Большая часть машин тех лет либо была уничтожена в боях, либо использовалась в настолько жестких условиях, что не дожила до наших дней.

NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2 из коллекции «Мотомира»
NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2 из коллекции «Мотомира»

К примеру, в конце Второй мировой войны в целях экономии авиационного топлива самолётам больше не позволялось самим выезжать на взлётную полосу — вытягивать их туда стало работой «Кеттенкрадов», которые зачастую работали с серьёзной перегрузкой.

NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2
NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2