Внедорожники, которые относятся к семейству Land Cruiser, пользуются необычайным спросом и уважением в России. Народ полюбил «крузаки» за их хорошие внедорожные способности, престиж, вместительный и практичный салон, богатейшее оснащение и высокую надежность. В принципе, такой всеобщий почет оправдан. Однако Ленд Крузеры стали до такой степени популярны, что уже никаких эмоций не вызывают, когда видишь их на дороге. Между тем, видеть их приходится настолько часто, что невольно возникает вопрос – откуда у людей деньги на такие, в общем-то, недешевые автомобили? Что самое интересное, хорошо идут не только новые Ленд Крузеры, но и подержанный — на вторичном рынке, где народ их сметает в считанные дни после выставления на продажу.
Причем разбираются и машины с прозрачной историей эксплуатацией, и с непонятно какими документами, огромным количеством владельцев в ПТС и даже битые экземпляры. А все потому, что в народе стойко укоренился стереотип, что владеть «крузаком» — это престижно и окружающие будут смотреть на тебя с нескрываемым уважением, а иногда, и с почитанием. Эдакий символ успеха в жизни имеем в нескольких моделях Тойота Ленд Крузер. Однако далеко не все «крузаки», друзья мои, вы знаете.
В основном, на дороге мы видим или Прадо в 120-м или 150-м либо же флагманские серии 100 или 200. Такие машины имеют постоянный полный привод, блокировки, понижающую передачу и рамный кузов.
Но вот, есть еще один «крузак» и я вас с ним сейчас познакомлю. В частности, речь идет о Toyota FJ Cruiser. Автомобиль в наших краях официально никогда представлен не был – наверное, именно поэтому оказался не слишком востребованным. С другой стороны, он в больших количествах завозился в Россию из США серыми дилерами. Именно рынок Северной Америки стал приоритетным для FJ Cruiser и там он добился неплохого успеха, наряду с остальными внедорожными Тойотами.
По своей сути, FJ Cruiser – это идейный наследник старых внедорожников марки, которые производились в 60-х и 70-х годах прошлого столетия. При этом дизайн кузова, также, подразумевает в себе наличие ретро-мотивов, что отчетливо прослеживается по головной оптике и общему силуэту кузова.
Оснащение данного внедорожника никак нельзя называть бедным. В него могут входить:
- Кондиционер либо климат-контроль;
- Мультифункциональный руль;
- Штатная аудиосистема у усилителем звука и мощной акустикой;
- Круиз-контроль;
- Датчики дождя и света;
- Легкосплавные колесные диски;
- Электронные помощники;
- Датчики парковки;
- Система контроля тяги;
- Система курсовой устойчивости;
- Розетки на 12 Вольт.
В принципе, затрагивая тему оснащения, могу так сказать – данный Крузер больше «механический», чем навороченный, поэтому и не стоит ожидать от него инноваций в плане оборудования. В целом, эта машина чем-то «сотку» мне напоминает – такая же честная и не стремящаяся в «премиум», но имеющая все для комфортной эксплуатации.
В движение автомобиль приводится бензиновым атмосферным двигателем 4.0 литра, который может выдавать 239 лошадиных сил. Реже на вторичном рынке попадается 276-сильная вариация. В качестве трансмиссии использован пятидиапазонный «автомат-гидротрансформатор».
Теперь, поговорим о технике иного рода. Так, в качестве рамы в основе кузова был использован укороченный вариант от Toyota Surf. Система полного привода – честная, с жестко подключаемой передней осью, без межосевого дифференциала. Однако понижающая передача присутствует, поэтому бездорожье на такой машинке покорять, все же, можно. Показатель дорожного просвета приравнивается к 244 миллиметрам, при этом свесы у кузова короткие, что дает возможность весьма успешно покорять ухабистую местность.
Теперь, давайте более подробно с этой машинкой ознакомимся. Оценим ее надежность и иные качества.
Обзор
Экстерьер
Toyota FJ Cruiser – это обладатель яркого дизайна кузова. Автомобиль вряд ли останется незамеченным в общем потоке, да и прохожие поглядывают подолгу ему вслед. Японский внедорожник с американскими корнями отличается дутыми, но брутальными чертами кузова, а также круглыми передними фарами, огромными секциями передних поворотников, крупноячеистой облицовкой радиатора и воздухозаборником, который установлен на передней кромке капоте. Также, нельзя не отметить и массивные бамперы, широченные задние стойки кузова, большую площадь остекления. Задние дверцы-створки открываются против хода движения, поэтому кузов нельзя считать полноценно пятидверным. И, что еще может привлекать внимание – это надпись TOYOTA большим шрифтом на решетке радиатора, что для автомобилей данного бренда в иных исполнениях не слишком характерно.
В общем и целом, в случае с Toyota FJ Cruiser прослеживается некоторая аналогия с внедорожниками марки Hummer – так же, брутальности здесь может быть в избытке. Поэтому дизайн актуален во все времена.
Мне очень нравится то, что лакокрасочное покрытие слабо выгорает со временем, что позволяет этой машине практически всегда выглядеть эффектно и с блеском. Сам слой ЛКП вполне прочный, поэтому мелким повреждениям он не подвержен.
Не стоит особо беспокоиться и по поводу коррозии кузовного металла. Пороги, кромки колесных арок, а также передняя и задняя часть обильно защищены пластиковыми элементами, что лишает реагентам шанса на проедание данным кузовным элементам. В принципе, не гниет особо и днище. Но ведь, эксплуатация и владельцы разными бывают – кто-то может серьезно гонять такую Тойотку по бездорожью, поэтому возникновения ржавчины снизу исключать нельзя.
Впрочем, побесокоиться, все равно, есть о чем. В частности, задняя распашная дверь со временем проседает ввиду износа петель. Подгнивать может и рамка крепления запасного колеса. Прошу обратить внимание и на дверной проем багажной двери – здесь тоже можно ожидать появления «рыжиков». Дверные створки, которые открывают доступ к задней части салона, могут со временем начать люфтить, к тому же, их уплотнители изнашиваются и начинают пропускать в заднюю часть салона пыль и грязь. Неприятным бонусом к этому следует и дребезжание створок во время проезда неровностей, что доставляет акустический дискомфорт.
Интерьер
Честно говоря, салон данного автомобиля кажется мне каким-то недоделанным, но пусть это звучит, как замечание, а не какое-то ругательство. Сейчас постараюсь объяснить, почему я так думаю. В частности, мне не очень нравится качество пластика – он ужасно гулкий и жесткий, а при постукивании о его поверхность можно повредить суставы пальцев руки. Достаточно простенькой оказалась и обивка кресел.
Центральная консоль выполнена максимально просто – тумблеры-крутилки климатической установки, аудиосистема с большими клавишами управления, а также цифровые часы выглядят, будто бы, родом из начала 2000-х годов. Это ощущение усиливает посеребрянное покрытие пластика консоли, при помощи которого японцы хотели разнообразить салон, но получилось это не слишком удачно.
Приборная комбинация имеет радиальную оцифровку и представляет только необходимую информацию. При этом многие показатели выполнены при помощи аналогового формата. Читается «инструментарий» хорошо, но не вызывает при этом никаких эмоций. Да и вообще, чувствуется, что Toyota FJ Cruiser – это автомобиль, который в США позиционировался в достаточно недорогом сегменте. Отсюда – и отсутствие внимания к мелочам, а также к проработке оформления. У меня в таком случае, почему-то, сразу ассоциации с нашей Lada 4×4 возникают – также, все очень просто и материалы не слишком качественные.
Но если честно, то отделка устойчива к износу, поэтому даже машины первых лет выпуска имеют достаточно аккуратные салоны с не самыми «уставшими» материалами. Впрочем, все равно, этого мало. Нет того лоска, который может дать та же «двухсотка» даже в дорестайле. Между тем, средняя цена FJ Cruiser на вторичном рынке сейчас приближается к 2 миллионам рублей…
Но давайте, лучше поговорим о хорошем. Например, передние кресла, хоть и лишены плотной боковой поддержки, зато могут предложить широкие диапазоны основных регулировок и удачный профиль, благодаря чему не устаешь в дальней дороге. Диван второго ряда по ширине, в принципе, способен трех человек вмещать, но рост их не должен превышать 185 сантиметров, иначе колени будут подпирать передние спинки.
Бортовое оборудование считается надежным и не вызывает, в принципе, особых нареканий. Однако я бы отметил перетирающейся шлейф в рулевой колонке, что провоцирует отказ клавиш управления аудиосистемой. Моторчик вентилятора салонного отопителя служит, порядка, 80-100 тысяч километров – неплохо, но бывают и более живучие механизмы.
Технические моменты
Четырехлитровый обеспечивает двухтонному Toyota FJ Cruiser неплохое ускорение. Конечно же, речь не идет о какой-то взрывной динамике, но в принципе, обгоны на трассе и маневрирование в рваном городском потоке даются данному автомобилю с легкостью. Автоматическая коробка, впрочем, работает несколько медлительно и иногда путается в передачах, но за плавность работы ей это можно простить.
Четырехлитровый силовой агрегат обладает ресурсом в 500-650 тысяч километров. Конечная цифра будет зависеть от того, какое масло и бензин заливались в движок, а требует он только качественных ГСМ. Кроме того, внимания требует система охлаждения. Крайне важно не перегревать двигатель, в противном случае, увеличивается риск пробоя прокладки ГБЦ. Порой, загрязняются и отказывают форсунки впрыска, а еще могу отметить загрязнение системы вентиляции картерных газов. В целом, особых вопросов не имею к этому мотору.
Автоматическая коробка переключения передач обладает неплохим ресурсом – в 400 тысяч километров. Но и тут нельзя допускать ее перегрева. Также, при больших пробегах могут изнашиваться подшипники, фрикционы и соленоиды. Ну и, конечно же, нельзя забывать и о масле – иногда, при активной эксплуатации, особенно, по бездорожью, достаточно быстро оно загрязняется, поэтому и менять его нужно чаще того срока, что предписан техническим регламентом. И тогда, многих проблем удастся избежать.
С точки зрения поведения на дороге, Тойота FJ Cruiser отличается неплохим характером. А именно, укороченная колесная база дает возможность вполне сносно маневрировать и даже проявлять определенную юркость при этом. Но естественно, что рама в основе кузова, а также неразрезной задний мост, пусть и на нескольких рычагах накладывают свои ограничения на стиль вождения, поэтому не стоит прыгать выше головы и не переоценивайте драйверские возможности этой машины, иначе легко уложите ее на бок.
Ездовой комфорт я могу считать неплохим. Мелкие и средние неровности подвеска предпочитает практически полностью игнорировать, поэтому на большинстве дорог чувствуется хорошая плавность хода. На больших кочках корма может несколько «козлить», но и в таком случае о каких-то серьезных толчках речи быть не может.
Как это ни странно, но подвеска особых проблем практически не доставляет и без особой переборки, в основном своем составе, способна прослужить до 200-240 тысяч километров, что впечатляет. Однако есть у нее слабые стороны. Во-первых, хочу отметить повышенный износ ступичных подшипников, что связано с большими колесами. Также не стоит забывать и тягах стабилизатора передней подвески.
В тормозной системе может нарекания вызывать блок ABS и его датчики. На этом можно, пожалуй, закончить.
А что в сухом остатке
Toyota FJ Cruiser очень эффектен по части наружности. Вообще, создается ощущение, что на дороге ты видишь какой-нибудь концепт-кар, который добрался до серийного производства. По салону, конечно, получилось все просто и незамысловато, хотя есть ощущение того, что все делалось по принципу военной техники – «чтобы солдат не мог ничего сломать». В целом, же FJ Cruiser, реально, напоминает собой танк или какой-то другой бронеавтомобиль. И на это работает не только дизайн экстерьера, но еще и надежность основных узлов и агрегатов.
В целом, машинка неплохая и понравится амбициозным парням – которые хотят выделяться из общей массы, но при этом не готовы лишаться практичности и беспроблемности в эксплуатации. Сравнивать FJ Cruiser с другими «крузаками» напрямую я, все же, не буду. Во-первых, потому что системы полного привода различаются. Во-вторых, различается и сама философия и подход к созданию подобных машин и, если FJ Cruiser – это, больше, недорогой и честный внедорожник, то Прадо или 200 уже идут в класс машин с претензией на «люкс».
Поэтому тут сами для себя решайте. В частности, если нужен неприхотливый и честный внедорожник с эффектной внешностью, то обратите внимание на эту машинку. А вот, Prado и 200-ки – это все же, больше, статусные и комфортные машины. В любом случае, сумма в 1,7-2 миллиона маленькой не является и заставляет задуматься, что же важнее больше.