Мне повезло, я живу через дорогу от Воронцовского парка. А этот парк является частью одноименного ансамбля - памятника архитектуры XVIII-XIX вв. - усадьбы "Воронцово".
И как и всегда на моем канале, обратимся к архивным и старым фотографиям, чтобы проследить изменения, которые происходили с усадебными постройками.
Территория усадьбы находится на юго-западе Москвы, примерно посередине между Профсоюзной улицей и Ленинским проспектом. Рядом проходит Старокалужское шоссе.
Это участок исторической старой Калужской дороги, известной еще с конца XIV в. Со временем она превратилась в шоссе, а после включения в черту Москвы стала улицей, ныне ограниченной с севера улицей Гарибальди, а с юга - улицей Обручева. Отрезок Старокалужского шоссе, находящийся в городской черте, оканчивается у станции метро "Калужская".
Непосредственно рядом с усадьбой вдоль дороги находились деревни: севернее - село Семеновское, а чуть южнее - село Воронцово.
Ансамбль парадного въезда.
Этот ансамбль считается возникшим примерно в 1780-х гг. Нужно иметь в виду, что эта датировка весьма приблизительна, так как никаких документов о его создании обнаружить не удалось.
Две симметрично поставленные двухъярусные башни с примыкающими к ним кордегардиями (караульными помещениями) - символическое напоминание о западноевропейских феодальных замках, кажущееся совершенно неуместным здесь, на городской окраине, от самого метро до усадьбы, застроенной безликими производственными зданиями.
Хорошие пропорции башен и кордегардий позволяют увидеть в авторе их проекта незаурядного архитектора. Недаром разные исследователи приписывают создание этого ансамбля лучшим зодчим той эпохи - М.Ф. Казакову, Д. Кваренги или В.И. Баженову. Воронцовский ансамбль имеет стилистическое сходство с башнями Большого моста в Царицыне, сооруженного В.И. Баженовым, который, кроме того, проектировал и дворец в расположенном южнее Воронцова имении Коньково-Троицкое. Едва ли когда-нибудь задача установления авторства парадного въезда в Воронцово будет документально решена, поскольку усадебный архив вместе с господским домом сгорел в 1812 г.
Попытки связать сооружение ансамбля парадного въезда с торжествами по случаю празднования Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией, заключенного Н.В. Репниным, не выдерживает критики, так как в то время он еще не был владельцем Воронцова. Можно говорить лишь о том, что увеселительные павильоны, сооруженные для этих торжеств на Ходынском поле, впервые в России ярко и красочно продемонстрировали возможности готической архитектуры и стали образцом для подобных сооружений, как и выполненные в этом стиле императорские резиденции.
С середины 1820-х гг. кордегардии использовались как дома причта и постепенно обросли различными пристройками. После Октябрьской революции в 1930-х гг. в них размещался воронцовский сельсовет, а позже - чайная. Судя по фотографиям, хранящимся в Государственном научно-исследовательском Музее архитектуры им. А.В. Щусева, верх южной башни был разрушен, но впоследствии восстановлен.
После войны и вхождения территории усадьбы в состав Москвы, ансамбль парадного въезда медленно разрушался.
После реставрации в 1970-е гг. ансамбль долгое время никак не использовался и опять обветшал.
В 1980 г. районное отделение ВООПИК составило акт о разрушении части здания одной из кордегардий, которая была восстановлена в двухнедельный срок Черемушкинским райсоветом. Однако впоследствии были утрачены находившиеся между башнями пилоны ворот.
В 1990-х гг. постройки по-прежнему находились без присмотра и ветшали.
Только в конце 1990-х гг. караульни и башни, к тому времени являвшиеся одним из элементов герба Юго-Западного округа, были отремонтированы для размещения агентства недвижимости.
В 2000-х гг. неоднократно проводился косметический ремонт.
В 2006-08 гг. была проведена очередная реставрация, которая вернула утраченные ранее элементы.
Основные усадебные постройки.
Первое здание это бывшая конюшня, неказистый двухэтажный корпус, лишенный каких-либо стилистических признаков.
Единственное, что уцелело в нем от старины, - три контрфорса в восточной части. Здание совершенно неисследовано, так что датировать его нельзя даже приблизительно. Не исключено, что оно сооружено в 1830-х гг., когда усадьба была в очередной раз реконструирована. Неясно даже, всегда ли оно использовалось по этому назначению или только при последнем владельце Воронцова Е.А. Грюнбауме.
Первоначально конюшня была одноэтажной, в конце 1920-х-начале 1930-х гг. ее реконструировали, надстроив вторым этажом с крупными оконными проемами для биостанции. Согласно проекту охранной зоны усадьбы, утвержденному Главным архитектурно-планировочным управлением г. Москвы в 1963 г., конюшня вместе с многими поздними постройками на территории усадьбы должна была бы быть снесена. Тем не менее она сохранилась до настоящего времени, но не имеет статуса памятника архитектуры и не находится на государственной охране.
В середине 2000-х гг. был разработан проект реставрации. Были сняты более поздние наслоения и открыт изначальный объем здания.
На 2020 год идут активные реставрационные работы.
Южный и Северный флигели (1 пол. XIX в.).
На одной линии с конюшней стоит южный флигель, а напротив него - подобный ему северный, находящийся в руинированном состоянии. Композиционное решение и декоративное оформление фасадов обоих зданий характерны для позднего классицизма 1 -и половины XIX в.
Южный флигель.
Это здание было построено в конце XVIII - начале XIX века. Наиболее сильно оно пострадало в советское время. Особенно сильно – внутренняя структура.
Были сделаны многочисленные перегородки, лестница и уничтожены исторические столярные заполнения и другие элементы оформления интерьеров. Какое-то время здание попросту пустовало.
В 1990-2000-х гг. в здании находились офисы.
На данный момент (2020 год) здание находится на реставрации.
Северный флигель.
Первым как павильон в 1800-1810-е гг. был построен северный флигель. Возможно, целью его постройки была замена павильона, использованного под церковь. Внутри он первоначально был разделен на две части: зал и три небольшие комнаты. Особой выразительностью отличался южный фасад, декорированный пятью тосканскими полуколоннами.
В 1830-х гг. павильон перестроили под двухэтажный жилой дом, изменив его объемно-пространственную структуру. После реконструкции здание стало называться северным флигелем. Лишь тогда был сооружен парный ему южный флигель.
В 1978 г. архитектор института "Моспроект-2" Л.В. Лазарева выполнила проект реставрации северного флигеля. В ходе начавшихся работ здание частично приобрело первоначальный вид, однако были допущены и отступления от него, например, установлены перекрытия из бетонных плит. Реставрационные работы не были доведены до конца.
В 1990-2000-х гг. здание было бесхозным и пребывало в аварийном состоянии.
В 2006-2007 гг. была проведена реконструкция с воссозданием крыльев-галерей и утраченного ранее служебного флигеля (парному южному).
Северный и южный служебные корпуса (2 пол. XVIII в.)
За северным и южным флигелями находятся квадратные в плане северный и южный служебные корпуса во "французском вкусе", классицистические фасады которых почти равнозначны по оформлению.
Скромные по архитектуре, они, несомненно, были подчинены стоявшему между ними господскому дому, погибшему в 1812 г., масштабно и ритмически с ним взаимодействуя. Оба здания почти полностью сохранили объемно-пространственное решение, характерное для 2-й половины XVIII в.
Официально более точной датировки они не имеют, что позволяет краеведам произвольно приписывать сооружение этих построек тому или иному владельцу Воронцова, хотя оба служебных корпуса могли быть сооружены только при Н.В. Репнине в 1780-1790-х гг. Неизвестно и имя архитектора, спроектировавшего их, что, в общем-то, характерно для усадебного строительства.
Северный служебный корпус.
В 2006-2008 гг. была проведена реставрация, в результате которой дом изменил свою цветовую гамму с канареечного на красный.
Южный служебный корпус.
Это здание было построено в конце XVIII века. В XIX веке оно было несколько перестроено и, предположительно, была изменена планировка. Уже в XX веке, в советское время, здание пережило не лучшие времена – оно использовалось для нужд совхоза, располагавшегося на территории, и, как следствие, было во многом искажено и переделано.
Так, например, на фасадах были заложены или перебиты почти все оконные и дверные проёмы, срублены элементы декора, поверхности неоднократно штукатурились. Внутри же были сделаны новые перегородки, лестница, стены обшиты гипсокартонном. Различные исторические детали были утрачены.
Сейчас Южный корпус находится на реставрации.
Храм Живоначальной Троицы в Воронцове.
Нечасто можно видеть здание церкви, изначально сооружавшееся как светская постройка, но в Воронцове дело обстоит именно таким образом. Во 2-й половине XVIII в. при Н.В. Репнине здесь был сооружен восьмигранный парковый павильон, только впоследствии ставший церковью.
Церковь была устроена в павильоне уже после смерти Н.В. Репнина в 1806-1807 гг. на средства внука, Н.Г. Репнина, и его жены. По-видимому, церковь первоначально имела статус приписной, так как при усадьбе не было постоянного священника. При изменении функций здания его барочное декоративное оформление было заменено классицистическим. Не исключено, что в то же время были переделаны оконные проемы. Их массивные наличники с полуциркульными завершениями придавали постройке тяжеловесность. Известная по литературе версия об устройстве церкви не Репниными, а сестрой А.Н. Волконской, баронессой Д.Н. Коленберг, не подтверждается документально.
Следующий этап строительных работ в церкви относится к 1838 г. и, видимо, вызван "судебным делом" против С.А. Муханова, о котором мы упоминали выше. Нужно думать, чтобы задобрить священника и помириться с ним, С.А. Муханов и реконструировал церковь, пристроив к ней в 1838 г. небольшую двухъярусную колокольню и придел соименного ему святого - Сергия Радонежского. Тогда же рядом было устроено кладбище.
В 1938 г. церковь закрыли и обезглавили. Убранство ее интерьеров было уничтожено, а колокольня разобрана. В здании разместился клуб. Затем его сменили сначала склад воронцовского сельпо, а после присоединения Воронцова к Москве -завод игрушек.
После его закрытия в 1976 г. здание оказалось бесхозным и с каждым годом все больше и больше разрушалось.
В конце 1970-х гг. перед проведением в Москве Олимпийских игр было снесено кладбище, на котором тогда еще сохранялся памятник над могилой одного из местных священников - М.В. Третьякова и его жены.
В 1990-х гг. в ходе ремонтных работ здание было восстановлено, заново выстроили его колокольню и ныне существующую ограду.
В 2000-х гг. храм неоднократно подновлялся.
В одной из следующих публикаций я подробнее расскажу и покажу, что сейчас происходит в усадьбе, как продвигается реконструкция и что было сделано за это время.
Друзья! Подписывайтесь на канал, оценивайте публикации, оставляйте комментарии.