Найти тему

Из истории главного художественного музея страны

  1. Павел Третьяков о планах создании музея русской живописи впервые пишет в завещании.

В двадцать восемь лет Павел Третьяков написал свое первое завещание — он собирался ехать за границу изучать, как устроено льноткацкое дело на фабриках в Западной Европе. По правилам того времени и по договоренности с партнерами необходимо было составить завещание. Молодой купец занятно распределяет всё то, что он получит от своего отца и что заработано к двадцати восьми годам уже им самим: «Капитал в сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи… Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

2. В коллекционировании русских художников Третьяков соперничал c императором Александром III.

Третьяков в приобретении новых работ проявлял не меньше прыти, чем в коммерческих сделках. Сохранились воспоминания, согласно которым император Александр III и его брат великий князь Владимир Александрович (он был президентом Императорской академии художеств) нередко возмущались на выставках, видя картины, которые уже были отмечены как собственность Третьякова. Всё потому, что он предпочитал покупать полотна в мастерской непосредственно у художников еще до открытия выставок. Показательный случай произошел уже после смерти Александра III. В память о нем его сын Николай II, зная, что отец очень хотел заполучить картину Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», перебил цену и предложил за нее рекордную по тем временам сумму в 40 тыс. рублей, которую Третьяков позволить себе не мог.

3. Эмблемой Третьяковской галереи стал фасад по рисунку Васнецова.

Галерея находилась в доме, купленном Третьяковыми в 1851 году. Чем больше становилось приобретений, тем просторнее пристраивались новые помещения к жилой части особняка — для хранения и демонстрации произведений искусства. В 1902–1904 годах, уже после смерти Павла Третьякова, появился знаменитый фасад работы архитектора Башкирова по рисунку Васнецова в русском стиле с «кокошником» и рельефом Георгия Победоносца (покровителя Москвы, который изображен на гербе города).

-2

4. Третьяковская галерея закрывалась в общей сложности на шестнадцать лет (на два года при Третьякове, четыре во время ВОВ и десять на реконструкцию).

Впервые галерея закрылась на два года из-за кражи. В 1891 году в Лаврушинском переулке выкрали из галереи четыре полотна. Для Третьякова это происшествие оказалось настоящей трагедией, и он распорядился закрыть галерею на два года. Позднее два полотна нашлись. В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Новосибирск и вернулась в мае 1945-го. С 1986 по 1995 год из-за капитальной реконструкции Третьяковка была закрыта для посетителей. Тогда единственной экспозиционной площадью музея на целое десятилетие стало здание на Крымском Валу. Оно, кстати, было объединено с Третьяковской галереей как раз накануне ремонта в 1985-м.

За годы существования собрание Третьяковской галереи увеличилось в пятьдесят раз.

5. Брат Павла Сергей тоже был коллекционером, только он собирал, в основном, картины западноевропейских художников, тогда как Павел – исключительно русских. Впоследствии коллекция Сергея Михайловича после его внезапной смерти в 1892 году была передана Павлу, а затем общая коллекция обоих братьев перешла в дар городу.

Павел и Сергей Третьяковы
Павел и Сергей Третьяковы

6. Интересные факты о работах: На известной картине «Утро в Сосновом лесу» И. Шишкина медведи написаны другим художником – К. Савицким. Однако Павел Михайлович, получив полотно с двумя подписями, лично стёр подпись Савицкого с помощью скипидара.

Знаменитые картины «Девочка с персиками» В. Серова и «Портрет неизвестной» И. Крамского Третьяков приобретать не стал, посчитав их слишком красивыми. В коллекцию музея картины вошли уже после его смерти.

Выставленная в музее картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» 25 мая 2018 г. стала жертвой вандала, который нанёс несколько ударов по шедевру, воспользовавшись металлическим ограждением. Полотно серьёзно пострадало и сейчас находится на реставрации, для чего работникам галереи пришлось соорудить и оборудовать новую просторную мастерскую. Специалисты прогнозируют закончить работы по восстановлению в 2020 году. Преступника приговорили к отбыванию 2,5 лет в колонии. Примечательно, что эта работа Репина уже была однажды, 16.01.1913, атакована вандалом, ударившим её ножом. Тогда восстановлением картины занимался сам художник.