Найти в Дзене
SpaceX

NASA оскорбило SpaceX и здравый смысл, переплачивая Боингу за запуск астронавтов.

Оглавление

Детальный государственный аудит показал, что NASA изо всех сил старалось переплачивать Boeing за услуги по программе Commercial Crew Program (CCP), имеющей фиксированную цену, в тоже время, не обращая внимания на второго участника программы – фирму SpaceX.

Говорит редактор Teslarati Эрик Ральф (Eric Ralph): Ничего подобного не было в отношении SpaceX, который, по общему признанию, задерживался намного меньше чем Boeing, хотя всё равно выбивался из графика. Ещё более странно то, что NASA даже не предоставляло SpaceX возможности в решении проблемы пробела в транспортировке экипажей.
Кроме этого NASA не просто не дали SpaceX возможность предложить своё решение – они даже не уведомили SpaceX, прежде чем вносить изменения в требования договора Boeing. В итоге Boeing теперь получит $5,1 млрд за исполнения той же работы, за которую SpaceX получил $3,1 млрд.

За последние несколько лет главный инспектор NASA опубликовал ряд всё более обескураживающих отчётов о поведении Boeing в качестве подрядчика. И отчёт от 14 ноября под названием «Управление NASA транспортировкой экипажей на Международную космическую станцию [МКС]» выглядит наиболее тревожащим из существующих на данный момент.

Более 50 страниц подробного анализа показали, что поведение NASA в лучшем случае можно было охарактеризовать как бездарное, а в худшем – как глубоко коррумпированное. Анализ Офиса генерального инспектора (OIG) раскрыл некоторые неудобные взаимоотношения между NASA и Boeing в другой области, чем обычно – программе коммерческих кораблей CCP.

Начиная с 2010 года, эти усилия были направлены на разработку продублированных коммерческих альтернатив для Шаттла, преждевременно отменённого ещё до того, как эти альтернативы показались на горизонте. Крупные контракты на разработку кораблей по программе CCP были заключены с Boeing и SpaceX лишь в сентябре 2014 года, хотя последний Шаттл приземлился ещё в июле 2011 года.

Crew Dragon приближается к МКС в ходе миссии DM-1. 3 марта 2019 года.
Crew Dragon приближается к МКС в ходе миссии DM-1. 3 марта 2019 года.

NASA предоставило контракты с фиксированными ценами по $4,2 млрд и $2,6 млрд для Boeing и SpaceX соответственно, для выполнения одинаковых целей: проектирования, строительства, испытания и полёта новых космических кораблей для транспортировки астронавтов NASA к МКС и обратно на Землю. Цель фиксирования цены состояла в том, чтобы вся ответственность за задержки в программе ложилась на подрядчиков, разрабатывавших пилотируемые корабли – задача, которую NASA признавала сложной, но не беспрецедентной.

При этом различными оказались не только стоимости разработок кораблей, но и перевозки на них астронавтов: в то время как места в корабле SpaceX обходятся NASA в $55 млн, места в корабле Boeing оцениваются в целых $90 млн, или на ≈60% дороже (места в «Союзах», для сравнения, обходятся NASA в среднем в $55,4 млн, при росте цены с $21,3 млн в миссиях 2006 года до $86 млн в миссиях которые запланированы на 2020 год).

Илон Маск: Это не кажется правильным. Я имею ввиду то, что Boeing получает настолько больше за то же самое.
Starliner готовящийся к орбитальному полёту в миссии OFT. 3 ноября 2019 года.
Starliner готовящийся к орбитальному полёту в миссии OFT. 3 ноября 2019 года.

Сход с рельсов

Наиболее вероятным триггером для событий, которые начнут развиваться через несколько лет этого пути, начались 28 июня 2015 года, и привели к кульминации 1 сентября 2016 года – в те даты, когда произошли 2 аварии ракеты-носителя SpaceX «Falcon 9», с момента начала её полётов в 2010 году. В самой великодушной интерпретации выводов OIG штаб-квартира NASA и руководители программы CCP были потрясены 2-й аварией SpaceX меньше чем после года после 1-й, и не надеялись на последующий гладкий ход испытаний.

Возможно, под действием этого стресса агентство проигнорировало здравый смысл и базовую осмотрительность относительно контракта, что привело «многочисленных чиновников» к подписанию плана, который подрывал принципы фиксированной цены контракта в отношении Boeing, заплатив при этом $287 млн (≈7% сверх положенного) для предотвращения пробела в доступе астронавтов NASA к МКС. Это, вероятно, возникло из-за того, что NASA считало что аварии SpaceX приведут к задержкам в несколько лет, что делало Boeing единственным доступным поставщиком транспортных средств для доставки астронавтов на значительный срок времени. Но разработка Starliner к тому моменту уже задерживался более чем на год, что делало маловероятным возможность того, что Boeing в одиночку сможет обеспечить NASA непрерывный доступ на МКС.

-4

Как NASA утверждало в своей попытке ответить и защититься перед аудитом: «окончательная цена [увеличение] было согласовано NASA и Boeing, и одобрено многочисленными должностными лицами NASA в Космическом центре Кеннеди и штаб-квартире». В пылу момента, возможно, эти чиновники забыли, что Boeing уже купил несколько кресел в российских «Союзах» для продажи их NASA или туристам, что вкупе с несколькими подстройками расписания могли с минимальными затратами и усилиями полностью исключить «пробел в доступе».

Эрик Ральф: «Не читал до конца. “Мы не можем подтвердить или опровергнуть” – по существу подтверждает то, что Boeing серьёзно угрожал выйти из программы коммерческих кораблей, если NASA не заплатит им больше».
«Это граничит с вымогательством, если вы спросите меня. Просто грустно».

Аудит OIG также подразумевал, что сроки Boeing, которые те представили всего через несколько дней после того как NASA согласилось выделить компании дополнительные средства для предотвращения «пробела в доступе», выглядели подозрительно:

«Спустя 5 дней после того, как NASA обязалось выплатить $287,2 млн за повышение стоимости 4 пилотируемых миссий, Boeing подал официальное предложение по продаже NASA 5 мест в “Союзах” за $373,5 млн, в тот же период времени. В общей сложности Boeing получил $660,7 млн сверх фиксированной цены, установленной в таблицах программы CCtCap, чтобы ускорить производство 4 кораблей и предоставить NASA 5 мест в “Союзах”».
-5

Другими словами, чиновники NASA каким-то образом не смогли осознать или вспомнить, что Boeing владел несколькими местами в «Союзах» во время «длительных переговоров» с Boeing. И впоследствии присудили Boeing $287 млн за ускорение работ над кораблём Starliner, включая $144 млн за ускорение работ над двумя из 4 кораблей Starliner, а также выплату $43 млн за выполнение одной из миссий Starliner на год раньше, нежели это было необходимо. И уже на следующей неделе Boeing обратился к NASA с предложением купить 5 мест в кораблях «Союз».

Откровенно говоря, эта история имеет ровно 3 объяснения, и ни одно из них не радует:

1) Boeing намеренно отказал очевидному временному решению «пробела в доступе» в доставке астронавтов на МКС, воспользовавшись паникой в NASA для того чтобы вытянуть из них ≈7% сверх фиксированного контракта на разработку Starliner.

2) Из-за грубой небрежности и отсутствия должной осмотрительности в работе с контрактами NASA проигнорировало очевидное (и более дешёвое) решение, принимая тем самым слова Boeing как должное и «открывая копилку».

3) Смехотворное исследование «анализ доступа экипажей» проигнорировало несколько очевидных и предпочтительных решений, чтобы дать возможность многочисленным чиновникам NASA нарушить принципы контракта с фиксированной ценой и заплатить Boeing значительную премию.

График изменений в заявленных сроках запуска первой пилотируемой миссии от обеих фирм.
График изменений в заявленных сроках запуска первой пилотируемой миссии от обеих фирм.

Вымогательство с дружественной улыбкой

Хотя последнее объяснение ситуации и кажется самым худшим, и является наиболее подверженным коррупции, выглядит наиболее вероятным выбором, основанным на истории взаимоотношений NASA и Boeing. Фактически отчёт Счётной палаты США (GAO) от июля этого года показал, что NASA последовательно выплачивало Boeing миллионы долларов «премий» в рамках производства центральной ступени SLS, отстающей от графика не менее чем на 4 года, и превышающее изначальный бюджет на $1,8 млрд. С 2014 по 2018 годы NASA присудило Boeing в общей сложности $271 млн премий – практика, которая используется для награждения отличной работы подрядчиков.

Журналист Эрик Бергер (Eric Berger): «Во время сегодняшнего разговора с директором NASA я спросил его об ответственности главного подрядчика по работе над ракетой-носителем SLS – Boeing. Руководители программы со стороны NASA были сняты с должностей из-за задержек. А как же Boeing? Он ответил, что премиальные NASA будут отражать недовольство NASA работой этой компании.
Недавний отчёт показал, что с июля 2014 года по сентябрь 2018-го NASA оценивало работу Boeing по разработке первой ступени SLS как “хорошую”, “очень хорошую” или “отличную” в разное время. Агентство выделило Boeing $271 млн в качестве премий.»

«Многочисленные чиновники NASA» также, по-видимому, были более чем счастливы выделять Boeing сотни миллионов долларов в виде наград, даже не смотря на то, что компания являлась одной из главных причин, по которой программа разработки SLS продолжала задерживаться.

В конечном счёте, хотя озабоченность NASA по поводу неудач SpaceX с ракетой-носителем Falcon 9 и некоторое сочетание неумелости, невежества и коррупции явно сыграли свою роль в этом деле, факт остаётся фактом, что NASA – по словам генерального инспектора – никогда не обращалось к SpaceX в части их усилий 2016-2017 годов по исключению риска «пробела в доступе». Учитывая то, что программа CCP включала в себя двух подрядчиков, это решение было крайне неверным независимо от тех обстоятельств, в которых оно принималось. Кроме этого поведение NASA является ещё более необъяснимым из-за того факта, что разработка Crew Dragon шла в более короткие сроки, и стоила намного меньше, нежели Starliner.

-7

Это в свою очередь означало то, что если бы NASA обратилось к SpaceX в связи с попытками решения проблемы «пробела в доступе», то они наверняка решили эту задачу значительно дешевле и быстрее. Либо, как минимум, внесли бы немного добросовестной конкуренции в эту работу.

Эрик Бергер: «Boeing получил $287,2 млн сверх фиксированной цены для устранения срывов графика.
В соответствие со словами нескольких чиновников NASA, рассмотрение выплаты премий Boeing было вызвано желанием убедиться в том, чтобы второй подрядчик продолжал работать над предоставлением услуг перевозки экипажей. Boeing угрожал прекратить работы?»

Возможно самое тревожное из всей этой ситуации заключается в том, что как сказали «несколько чиновников NASA» следователям OIG, несмотря на несколько предпочтительных альтернатив, они в конечном итоге решили подписать требуемое повышение цен Boeing, потому что беспокоились о том, что те могут уйти из программы CCP без внесения этих изменений. Неудивительно, что Boeing и NASA отрицали это поведение в своих официальных ответах аудиту OIG, но государственный инспектор США, как правило, не стал бы публиковать такое утверждение без существенной уверенности и большого количества доказательств в его поддержку.

По словам источников OIG, «высокопоставленные чиновники CCP считали, что из-за финансовых соображений Boeing может выйти из работ над коммерческим кораблём, если не получил более высокие цены». Многое остаётся недосказанным, вроде того почему чиновники считали, что полный выход Boeing из CCP представляет серьёзный риск, и как они пришли к такому выводу, что Boeing фактически угрожал NASA выходом из программы без дополнительных платежей.

NASA и Boeing пытаются отбиваться от аудита, хотя их позиции и выглядят весьма сомнительно. Такое заявление, например, сделал в ноябре заместитель директора NASA по исследованиям и операциям с людьми Кен Бауэрсокс (Ken Bowersox) по поводу ситуации вокруг 4-х миссий Starliner, которое было включено в отчёт OIG:

-8
«NASA понимает, что OIG считает, что мы могли договориться о лучших ценах. Однако это мнение, что Boeing согласился бы на более низкие цены, не имеет доказательств спустя 3 года после этих фактов. Таким образом NASA решительно не согласно с характеристикой OIG, что NASA “переплатило” Boeing или что окончательные цены были “ненужными”, “неоправданными”, “необоснованными” или “выше” чем гипотетическая минимальная сумма».

А так ответил на запрос SpaceNews представитель Boeing Джош Барретт (Josh Barrett):

«Благодаря честным и открытым переговорам с нашим клиентом в конкурентной среде, мы предложили NASA дополнительную гибкость графика для повышения готовности к будущим миссиям. Эта гибкость означает, что Boeing берёт на себя значительно больший финансовый риск и уже помогает NASA с критическими решениями по оптимизации будущих операций на МКС. Выполнение этого в соответствии со структурой первоначального контракта увеличило бы неопределённость в затратах и графике, и ограничило бы возможности NASA в планировании миссий».

Учитывая всё вышесказанное, эти откровения ни в коем случае недолжны отнимать отличную работу у инженеров и техников Boeing по проектированию, постройке и запуску кораблей Starliner. Тем не менее они служат для проведения той чёткой грани между мышлением и мотивацией Boeing, и SpaceX. Одна из этих фирм ставит прибыль, акционеров и себя превыше всего остального, в то время как другая упорно пытается снизить стоимость космических запусков, и обеспечить устойчивое присутствие человека на Луне, Марсе и за их пределами.

Отблагодарить авторов вы можете подпиской на канал и лайком статьи. Все статьи перенесены на Яндекс.Дзен из ВКонтакте авторами SpaceX, а фотографии взяты из открытых источников.