Неожиданно зацепило меня иконами. В Ярославле. Часа два не мог выйти из Митрополичьих палат.
Однако это лучший ярославский музей (мне так показалось))
Оценил, кстати, прелести музейного хранения и описания икон. Со всей местной спецификой и неканоничностью
***
В мире осталось всего около 30 реальных домонгольских икон. Одна из них в Ярославле. «Спас Вседержитель». Доказанная и атрибутированная
***
Редкий случай — Апокалипсис в 29 клеймах (полноценная история в стрипах)
У этой иконы кажется совсем иной функционал, чем принято думать. Обычно икона — это «молитвенный образ предстояния». То есть то, на что удобно и сподручно смотреть и молиться. Это помощь в визуализации того, к кому обращаешься. А в этом случае образа нет, а есть только сплошной нарратив
***
А это вырезка из Апокалипсиса. Изливание семи фиалов гнева божьего. «Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу.»
***
Люблю рассматривать на иконах всяческий страшный суд и геену огненную. Познавательно. Силой одной только фантазии (без помощи кинематографа и спецэффектов) люди вводили себя в ужас и исступление!
Тут смог разобрать, что так страдают «иноугодники». Но один чувак точно страдает за злоупотребление наушниками.
А еще красные таксы. И я всегда догадывался о происхождении бультерьеров
***
А вот тут на Страшном суде гоняют «жидов, кизылбашей и немцев». С немцами и жидами все понятно, они там были всегда. А вот кизылбаши появились только в 17 веке и заменили собой привычных сарацин.
А вообще кызылбаши («красные головы» - люди в красных чалмах. Иконописец не мог всего знать)) — это общее название тюркских племен на территории Ирана, Анатолии и Азербайджана.
В этом смысле икона изображает предчувствие эпических битв за рынки сбыта на Измайловском развале и его всемосковских окрестностях
***
Вот, например, адские локации с сребролюбцами, клеветниками и блудниками
С клеветниками все просто — их за язык подвешивают, сребролюбцам в рот расплавленное серебро льют, плясунов за пуп подвешивают. А вот с блудницами огненные змеи какое-то полное непотребство вытворяют.
А справа собственно геена огненная, по которой на адском чудовище плавает сам Сатана с душой Иуды на коленках (вон у него в руках узелок с тридцатью сребрениками)
***
А вот и душа с персональными весами. А вокруг нее вьется змей с пороками — хулением, срамословием, завистью, гневом, клятвопреступлением.
***
«Единородный сын» - не очень частый сюжет. Тут Христос представлен трижды. Первый образ совсем знакомый. Второй - «Спас Еммануил» в небесной сфере. Это такой иконографический тип, представляющий Христа отроком (основано на каком-то мутном пророчестве Исайи — якобы так Иисуса должны были в отрочестве именовать). Третий — самый редкий — в образе экипированного воина, присевшего на перекладине креста
Ну, а в самом низу, естественно, смерть верхом на белом апокалиптическом звере.
***
А это какой-то ужас и кошмар, не поддающийся идентификации. Ужасное нечто, на коленках у которого скромно примостился сам Сатана, на коленках у которого, в свою очередь, сидит Иуда, который держит в руках мешочек с сребрениками (в доме, который построил... )
***
А тут мне просто очень понравилась капустно-жемчужно-пенная сфера.
***
А это другой способ визуального нарратива — попытка рассказать весь сложный сюжет одной картинкой (от рождества до избиения младенцев). Сейчас в книгоиздании это называют виммельбухом.
А это подробности избиения младенцев. Все-таки и у нас любили посмаковать жутковатые моменты священной истории.
***
Тоже довольно редкий сюжет - «Хвалите Господа с небес». Христос опять же тут в образе Еммануила. Но гораздо интереснее то, какие гуляют тут животные («звери и скот») — жирафы, львы, овцы, козы, коровы, слоны и носорог. И даже единорог. В нижней части — подземные пещеры с ящерицами, змеями и драконами с песьими головами.
Вот слоны пасутся с единорогом. Единорога, кстати, считали вполне реальным животным и называли «матерью зверей». Для иконописцев предлагали ориентироваться на нечто среднее между конем, оленем и ослом.
А вот, львы, жирафы и носорог (а-а-а, и белый единорог на предыдущей картинке)
***
А вот еще немного фантастических тварей — медведь, лев, грифон и дракон рогатый. Это символы «погибельных царств» – Вавилонского, Македонского, Персидского и Римского (естественно, антихристового). Это из «Видения пророка Даниила».
Иногда к четырем зверям добавляют двух зайчиков — белого и серого (символы правды и кривды)
***
Житие в 37 картинках. Вот они, исторические корни комикса.
Поймал себя на том, что пытаюсь читать сюжет и оценивать раскадровку (синопсиса не хватает). Наложилось) Накануне отсматривал шорт-листы всех номинаций КомМиссии. Затягивает)
***
Еще одна житийная икона, поглощенная клеймами. Особенно интересно на ее подвал посмотреть
Вот тут видно, как на пространстве одной доски сошлись все прогрессивные жанры — комикс, стрип и виммельбух. И еще «тихая книга» (silent book)
***
Любопытная деталь — обратил внимание на устройство лопат у могильщиков. При нехватке металла, железной была только кромка.
***
Нижний правый угол «Вход Господень в Иерусалим». Тут детям осел тоже приглянулся.
Я, конечно, понимаю, что это уверовавшие бросают свои одежды под копыта осла, но картинка получилась о другом)) (мне показалось))
***
А эта вырезка для тех, кто думает, что иконописцы все изображали условно, исключительно потому, что плохо умели рисовать (куда им до настоящих художников)
***
А это очень редкое и совершенно неканоническое изображение Троицы. Так увидел художник) При плохом стечении обстоятельств его могли сурово наказать
***
Голова Иоанна Предтечи в какой-то особенной декоративности.
***
Та же декоративность, но в другом сюжете.
Это Илья Пророк (знаменитый покровитель десантников). Тут изображен не самый известный эпизод его жития — когда пророк удалился в пустыню, его целый год подкармливали ангелы и вороны.
***
Очень необычный Симеон Богоприимец. Ему снизошло откровение, что он не покинет землю до тех пор, пока не придет на нее миссия. Ждать пришлось долго, Симеон скончался в возрасте 360 лет,
***
А дальше целая серия «портретных образов». Где хочется заглянуть в глаза иконе.
Это своеобразный список с Корсунской иконы
Если на это смотреть еще и как на графику, то это очень круто
***
А это уже поздняя икона. Иконописец для неканонической натуральности белилами добавил живости в зрачок). Но, кстати, оставил обязательную складку на шее Богородицы
***
Иконы (портреты) евангелистов.
В образе каждого есть свое отношение даже не к личности, а к тексту. Так что это скорее не портреты евангелистов, а портреты текстов
Иоанн
Матфей
Лука
Марк
***
Эта меня цветом и ритмом заворожила
Где еще рассмотришь икону Мельхиседека (загадочного библейского священника или царя) О нем в Библии не очень объемное упоминание. А Маркес и Коэльо на нем целых персонажей и систему смыслов строили.
***
Особая визуализация Саваофа) Чем-то напоминает поздние изображения тибетских мудрецов или дзенских монахов. И исхождение духа святого тоже у него не совсем стандартное — обычно это происходит где-то на уровне груди)
***
Слегка странный ангел-хранитель)
Вспомнилось строчка из песни ВИА «Ансамбль Христа Спасителя и МСЗ» - «Отчего, отчего, отчего мне так светло? Оттого, что мне икона улыбнулась»))
Другие мои материалы про Ярославль:
Куда сейчас поехать? В Ярославль!
Ярославль - странные места
Ярославль - незакрытые музеи
Внезапные иконы Ярославля