Вы не думаете, что существуют вещи, которых вы не понимаете, но которые тем не менее существуют, что есть люди, которые видят то, чего другой не может видеть; но имейте в виду, существуют вещи, которых просто так не увидишь. В том-то и ошибка нашей науки, она всё хочет разъяснить, а если это не удаётся, утверждает, что это вообще не поддаётся объяснению.
Брем Стокер "Дракула"
Лет 5 назад со мной произошла эта история.
Ко мне на курс создания бренда одежды пришла девушка, которая сразу, на первом занятии сказала, что я говорю ерунду и она очень сожалеет о встрече. "Стерва" или "Депрессия" - подумал я. Потом окажется, ни то и ни другое.
У нее были совсем другие глаза: острые, пытливые, дерзкие. Она была талантлива, много хотела и задавала странные вопросы.
Потом мы построили ее бренд: Дизайнер одежды - Julia Savicheva. Она создала коллекцию одежды "OTHER". С английского можно определить как "Иной". Иной мир, а в нем - другой человек.
На прощание она подарила мне свой маленький буклет этой коллекции.
И тогда я узнал о ней совсем другое. В жизни этого человека случились страшные события, которые не каждый сможет пережить.
Вот страничка из буклета, которую я тогда прочел...
А вот весь разворот с этой страницей.
Теперь у нее были не те глаза, чем я увидел в первый раз. Глаза творца...
Она потеряла родителей и посвятила их памяти свой труд, свою первую коллекцию. Но для этого ей пришлось переломить себя, упрятать свое страдание, еще раз многое пережить, создать уже в искусстве те образы, что являлись ей, и найти в них какую-то подсказку.
Как-то выставку Иеронима Босха в Московском центре дизайна и искусства Artplay, организаторы назвали "Ожившие видения". Так получилось и с моей ученицей. Ожившие видения вернули ее в реальность, помогли найти себя в новой роли, в новом состоянии, в новом деле.
Нам нужно знание о страхе, но ведь и знание приносит страх, - получается замкнутый круг, в котором как раз нужно дать слово искусству.
Когда я увидел фотографии Матиаса Лугера, я вспомнил Юлю.
Я увидел некоторое сходство образов. Мне показалось , что скромный фотограф из Австрии решил помочь науке разгадать природу страхов, галлюцинаций, кошмаров, снов.
Увлеченный историями, скрытыми в заброшенных местах, он берет свою камеру и снимает не то, что видят другие, а то, что видит он.
Он берет реальность, и точно археолог со своей находкой, осторожно, вкрадчиво стирает лишние слои, чтобы выявить сущность нашего кошмара.
Высокая контрастность, напускная загадочность, неестественные положения тел, закрытые лица, размытые линии неуловимых движений. Атмосфера невысказанной тайны. Скопление ужаса.
Но на одном фото я поймал себя на мысли, что действительно, там, за в углу заброшенного дома должна остаться тень той женщины, что жила здесь и может быть ей было холодно и неуютно.
Может как-то не сложилась у нее жизнь, не нашелся человек, который был бы рядом, который понял бы ее, и пожалел.
Его фотографии спорны, редкий человек напишет, что ему они по душе.
По ссылке можно познакомиться с творчеством фотохудожника подробнее:
Безусловно, страх — одна из самых сильных эмоций, и безусловно, сентенция Макса Фрая о том, что страх встряхивает и освежает имеет место в жизни. Моя ученица смогла преодолеть все и найти себя. Но помогли ей образы, которые она придумала.
Будет ли найден универсальный ключ к разгадкам посланий фотографа Матиаса - я не знаю. Но, пожалуй, соглашусь с Эдгаром По: "Те, кто видит сны наяву в ясный день, всегда идут гораздо дальше тех, кто видит сны только засыпая по ночам".
В этом же направлении работала фотограф Франческа Вудман.