Найти в Дзене
Лё мужик де фантастик

Есть ли киберпанк в игре «Киберпанк 2077»

С прошлой недели об игре Cyberpunk 2077 упорно кричат все. Из каждого утюга льются новости, как из рога изобилия. Однако много ли киберпанка в игре, которая так и называется? Или за названием скрыто что-то совершенно другое? А что тогда? Давайте разбираться.
С прошлой недели об игре Cyberpunk 2077 упорно кричат все. Из каждого утюга льются новости, как из рога изобилия. Однако много ли киберпанка в игре, которая так и называется? Или за названием скрыто что-то совершенно другое? А что тогда? Давайте разбираться.

Девиз киберпанка – это High tech, low life, то есть, высокие технологии и низкий уровень жизни. Родоначальником в литературе считается Уильям Гибсон с его романом «Нейромант» 1984-го года. При этом сам термин был выдуман другом Гибсона и собратом по перу Брюсом Бетке, который употребил термин еще за пару лет до «Нейроманта». К слову, сам Бетке писал тоже на очень приличном уровне, но у нас в стране выпустили лишь один его роман – “Headcrash”, который перевели как… «Интерфейсом об тейбл»… Но странности переводов – отдельная тема.

Что касается игры года, которой совершенно точно станет Cyberpunk 2077, то это вроде бы обыкновенный шутер от первого лица. Делала игру студия CD Projekt Red. Та самая польская команда, которая подарила нам ставшего культовым уже «Ведьмака». Да, конечно, можно сказать, что успех саги о Геральте базировался на читательской фанбазе, поскольку вначале все же были романы и рассказы Анджея Сапковского.

Арт по Cyberpunk 2077. Изображение из открытых источников
Арт по Cyberpunk 2077. Изображение из открытых источников

А что было в основе Cyberpunk 2077? Не романы, точно… Если притянуть всё за большие розовые уши, то это настолка Cyberpunk2020. Герои – ребятки с улиц Найт-Сити, без каких-либо моральных заморочек и принципов. Кто больше денег даст, на того и работаем. В общем, уже восемь лет, как компания работает с создателем настольконой игры Майком Пондсмитом и вообще позицинирует свое творение как компьютерную адаптацию настолки. Кстати, помимо Киану Ривза, разработчики отдали дань и Хидео Кодзиме, и Майку Пондсмиту.

А откуда еще ноги растут? И много ли в итоге настоящего киберпанка или это просто фантастика, которую обозвали модным словом?

В игре точно нет неона, нуара и тьмы – в этом плане игра ни разу не киберпанк. Зато совершенно точно есть High tech, low life. И это покрывает любые попытки «разоблачить» игру. Совмещения кибернетических технологий и обыденности, расслоение общества просто дикое, импланты, гибриды-инвалиды, жестокость, корпорации, коррупция, кровь – всё это в игрушке присутствует. А это своеобразные маркеры жанра. Да, естественно, взлом систем и хакерство – основа киберпанка как жанра и основа игры. Да, привет, Генри Кейс из «Нейроманта» - наркоман, хакер, антисоциальная личность… бьющаяся с искусственным интеллектом…

Арт по "Нейроманту". Изображение из открытых источников
Арт по "Нейроманту". Изображение из открытых источников

Что еще угадывается по ходу игры? Эстетика фантастики 80-х. И да, здесь все еще есть Советский Союз. То есть, это альтернативная история Земли, и СССР не распался. Вернее, распался не так, как у нас с вами. Здесь есть Союз и корпорация SovOil – самая влиятельная в Европе, контролирующая практически всё.

Совершенно точно огромное влияние на атмосферу игры оказал Филип Дик и его роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах» и, естественно, его экранизация «Бегущий по лезвию». Влияние очевидно, вплоть до цветовой гаммы. Да сам контраст картинки с нищими и футуристичным городом сразу наводят на мысли о картине 1982-го года, а в голове начинает играть музыка от Vangelis.

Арт по "Бегущему по лезвию". Изображение из открытых источников
Арт по "Бегущему по лезвию". Изображение из открытых источников

Ну а раз в игре засветился Киану Ривз, сразу идет параллель не столько даже с «Матрицей», сколько с «Джонни-мнемоником». Да, опять произведение Гибсона… Отец киберпанка как-никак…

Помимо кинолент, на игру явно повлияла классика аниме – «Акира» и «Призрак в доспехах». По крайней мере, работавшая над проектом команда открыто об этом заявляет. Да что там говорить, когда главный квест-дизайнер CD Projekt Red Филипп Вебер в интервью говорил, что есть персонаж, весьма похожий на Мотоко Кусанаги – Майора из «Призрака в доспехах». Если вы захотите сделать киберниндзя. А еще приглядитесь к байкам… Это же, блин, красный байк Шотаро Канеды из «Акиры»… Кстати, называется мотоцикл Яиба Кусанаги… Привет тебе, майор из «Призрака…».

Хидео Кодзима на том самом байке. Изображение из открытых источников
Хидео Кодзима на том самом байке. Изображение из открытых источников

Ну и огромные здания в Найт-Сити – это просто мегаблоки из кинокартины о судье Дрэдде 2012-го года с Карлом Урбаном.

Мегаблоки из фильма "Судья Дрэдд". Изображение из открытых источников
Мегаблоки из фильма "Судья Дрэдд". Изображение из открытых источников

Если что-то из вышеперечисленного еще не видели – бегом к монитору, яркие впечатления вам обеспечены. И я твердо убежден, что мы с вами наблюдаем рождение новой франшизы. Финансовый успех игре обеспечен практически на все сто. Что за этим последует? Сериал? Аниме? Полномасштабная кинокартина? Рождение кинематографической вселенной?

А вообще стоит признать, что киберпанк давно уже стал частью нашей с вами обыденной жизни. По сути своей, каждый из нас увяз в Матрице покруче мистера Андерсона, который идет за Белым Кроликом… Только вот у нас нет избранных героев. High tech, low life… Мы всё отдали корпорациям. Google, Apple, Facebook… Проснись, Нео…

Понравилась статья? Тогда отправляй свой киберпанковский ДОНАТ (значок с сердечком и ладошкой в конце каждой статьи, ПРЯМО ПОД ЭТИМ АБЗАЦЕМ) и подписывайся на канал – у меня тут по-настоящему интересно. А будет еще круче, вот увидишь. Всех обнял.