Найти тему
64 ФАНАТА ШАХМАТ

Как КАСПАРОВ красиво выиграл партию у... КАСПАРОВА

Оглавление

Гарри Каспаров против шахматной программы DeepBlue.
Гарри Каспаров против шахматной программы DeepBlue.
В шахматной биографии тринадцатого чемпиона мира не только много выигранных турниров с участием супер-гроссмейстеров, но и противостояние компьютерным движкам. «Если компьютер сможет обыгрывать лучшего из лучших, значит, он сможет сочинять и лучшую музыку, писать лучшие книги. Я в это не верю. И всегда готов защищать человеческую расу», – так заявлял Гарри Каспаров…

Первые матчи он действительно выигрывал, но в 1997 году чемпион мира всё же уступил программе DeepBlue со счётом 3,5-2,5. В наше время шахматные движки стали недосягаемыми для человека и проводить подобные матчи уже бессмысленно. Поэтому профессиональные шахматисты превратили машины в «умных помощников» для подготовки к «человеческим» турнирам.

И у нас, простых любителей шахмат, есть возможность помериться силами с шахматными движками. А ещё познакомиться со ставшими историей необычными поединками гроссмейстеров с искусственным интеллектом. Вот, например, с партией КАСПАРОВ – «КАСПАРОВ»-компьютер (такие миникомпьютеры выпускали в Германии в конце прошлого века).

Обзор начну с позиции, которая возникла в Каталонском начале после двадцать третьего хода чемпиона мира.

-3

«Однофамилец» Каспарова в предыдущей маневренной игре практически уступил своему грозному противнику. Невооружённым глазом видно, у кого позиционное преимущество. Главная беда чёрных – это слабость комплекса белых полей. А тут машина ещё больше усугубляет возникшую ситуацию на доске «активным» ходом.

23…f7-f6

Теперь вдобавок ко всему прежнему совершенно оголяются белые поля на подступах к королевскому замку. Свою дальнейшую игру Гарри Каспаров строит, опираясь именно на это обстоятельство.

24. Ке5-g6 Крg8-f7

25. Фс5-с2 Фd6:a3?

-4

А это уже совсем слабый ход. Компьютер не удерживается от соблазна завладеть материалом и образования крайней проходной пешки. Неуместное «пешкоедство» соперника, к удовольствию чемпиона мира, переводит игру с позиционных рельсов на тактические.

26. Кg6-f4 Фa3-e7

27. Фс2-h7 e6-e5

Машина надеется ослабить нарастающее давление белых разменами в центре. В результате же получается, что она лишь открывает белковому противнику новые линии для атаки на короля.

28. d4:е5 Лd8:d1+

29. Лс1:d1 f6:e5

-5

Чёрного короля защищает всего лишь один ферзь. А Каспаров имеет возможность быстро подключить к штурму все свои силы.

30. Фh7-g6+ Крf7-g8

31. Kf4-h5 Kb8-d7

32. Cg2-e4 Фe7-f7

33. Фg6-g4

Хитрый ход. Сейчас напрашивающееся продвижение вперёд крайней проходной пешки 33…а4-а3 опровергается тактическим ударом: 34. Лd1:d7! Kb6:d7 35. Ce4-d5! с выигрышем. Не проходит и 34…Фf7:d7 из-за коневой вилки 35. Kh5-f6+.

33…Ла7-а5

-6

Ответный ход чёрных говорит о том, что форсированные варианты компьютер всё-таки «видит» – ладья взяла под контроль критический пункт d5. Чемпионом мира на такую защиту была заготовлена дополнительная тактическая идея.

34. Сe4-f5 Kd7-f8

35. Лd1-d8 Крg8-h8

Король вынужден «забиться» в угол доски, так как угрожало 35. Сf5-e6.

36. Лd8:f8+!

Белые уничтожают ключевого защитника в обороне чёрных.

36…Фf7:f8

37. Фg4-g6 Крh8-g8

-7

Не спасала защита от мата ходом 37…Фf8-g8 – белые продолжали таким образом: 38. Kh5-f6! g7:f6 39. Фg6:h6+ Фg8-h7 40. Фh6:h7x. А сейчас чемпион мира выигрывает ферзя.

38. Kh5-f6+

Интересно, что средняя по своему уровню шахматная программа «Лукас», которым я пользуюсь при подготовке материалов для канала «64 ФАНАТА ШАХМАТ», предложила здесь другой вариант выигрыша: 38. Сf5-e6+ Крg8-h8 39. Kh5:g7 Фf8:g7 40. Фg6-e8+ Крh8-h7 41. Ce6-f5+ Фg7-g6 42. Фe8:g6+ Крh7-h8 43. Фg6-h7x.

38…Фf8:f6

39. Фg6-e8+ Фf6-f8

40. Сf5-e6+

Чёрные сдались.
Чёрные сдались.

Красивая комбинация в исполнении тринадцатого чемпиона мира Гарри Каспарова против своего «тёзки» может стать хорошим учебным примером для начинающих шахматистов. Она ярко демонстрирует, как важно при атаке на короля добиться взаимодействия всех фигур, принимающих участие в штурме королевских укреплений.

Gab DINUR.

-9

Сыграйте, как Гарри КАСПАРОВ!

Задание №1

Белые выигрывают.
Белые выигрывают.

Задание №2

Белые выигрывают.
Белые выигрывают.

Задание №3

Чёрные выигрывают.
Чёрные выигрывают.

Проверьте себя!

Задание №1

-13

Позиция из партии БЕРНШТЕЙН – КОТОВ, 1948 г. возникла на шахматной доске после сорок шестого хода чёрных.

Французский гроссмейстер завершает встречу эффектной матовой атакой.

47. Лс1-с8 Фg6-e4

48. Лс8-h8+ Крh7-g6

49. f4-f5+!

Чёрные сдались.
Чёрные сдались.

На возможное взятие пешки 50…е6:f5 белые наносят смертельный удар: 51. Фd2:h6+!! g7:h6 52. Ла8-h8x.

Задание №2

-15

Окончание партии БЕРНШТЕЙН – ЛЮБИТЕЛЬ, случившееся в сеансе одновременной игры в 1909 г, ещё раз доказывает, что и в эндшпиле вполне возможны тактические решения с матовыми атаками.

1. с4-с5!! b6-b5

На 1…Кd8-e6 белые выигрывали буквально в два хода: 2. Кd6-b7+ Кра5-b5 3. a2-a4x.

2. а2-а3!

Тонкий ход! Чёрные попадают в цугцванг – у них осталось два хода, и на любой из них они получают мат:

а). 2…b5-b4 3. а3:b4x;

б). 2…Кd8-b7 (2…Kd8-f7) 3. Kd6:b7x.

Чёрные сдались.
Чёрные сдались.

Задание №3

-17

Ещё одно окончание, на этот раз из турнирной партии ХАЙМАН – БЕРНШТЕЙН, 1904 г. Здесь тактика помогла французскому шахматисту избежать поражения в ладейном эндшпиле.

1…Ла1-с1+

2. Крс5-b6 Лс1-с7!

3. а5-а6

Если белый король перемещался дальше на край доски 3. Крb6-а6, то чёрные делали ничью путём: 3…Лс7-с6+ 4. Лb5-b6 Лc6:b6+ 5. а5:b6, пат. К такому же финалу приходит встреча и после хода в партии.

3…Лс7:b7+

4. a5:b6

Пат.
Пат.

-19