Всем Доброго Аудиофильского!
Когда вышел обзор на вертушку Радиотехниа ЭП 101, в комментах к ней, я пообщеал одному человеку, что буду ругать Электронику Б1-01 на чем свет стоит.
А вот не получится у меня сдержать это слово.
Аппаратик имеет Аудиофильские корни, и мало того еще и улучшен Советскими Инженерами. Блин. Чего написал-то?!! Но меж тем именно так. По звучанию он мягче и детальнее, чем тот аппарат, с которым произошел Эффект Коммуниздинга!
Итак, перед нами Электроника Б1-01:
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/elektronika_b1_01.html
История гласит, что изначально это был Thorens TD-125, с тонармом SME 3009.
фото отсюда https://www.hi-fi.ru/auction/detail/921151
Родился этот Торенс аж в 1967м году. А скоммуниздили его в 1975м.
Аудиофильство в те времена шло не по пути выжимания макисмально-качественных параметров тракта. Этого не позволяла элементная база тех времен. Ни по шумам, ни по искажениям.
Поэтому, чтобы получить качественный звук, проходилось идти по пути маскирования артефактов. Не устранения их, а порой наоборот, вполоть до "перекрикивания" другими, более приятными звуками.
В частности, таким путем справлялись с проблемой АЧХ. Завал на ВЧ обусловленный тонкой механикой картриджа, проблемами в работе транзисторов, не способных работать с частотами звукового диапазона.
Да да! Были в те времена и такие. Которые и на 10 кГц уже как усилитель работать переставали. Это сейчас самый дешевый транзистор 200 мГц без напрягов коммутирует. А тогда такие цифры были как сыр Хохланд - нет, сынок, это фантастика.
А уж мало-шумящие транзистры, пригодны для работы в корректорах...
В общем было проще реально воспроизвести 10 кГц, а до приятно звучащих 15 - 18 кГц довести накидав в сигнал гармоник, уже в более мощных цепях выходных каскадов.
При этом с этими гармониками вообще все просто. Они же сами из тразисторов тех времен лезут. Нужно просто им не мешать. Выкинуть из схемы различные демпфирующие конденсаторы - и вперед. Транзистор войдет в самовозбуждение, и порядок. А если еще поставить цепь, которая задаст частоту этого возбуждения, которая наиболее приятно звучит - то вот вам и Аудиофильский корректор.
Звучит гораздо, лучше, чем схема предназначенная для максимально точной копии с катушку на катушку.
И в те времена другого пути не было. Это в 80х пошли инженеры, что стали призывать к максимальной точности сигнала. Не надо ничего маскировать. Дайте как есть! Даже ООС выкинуть предлагали. Недавно был обзор про то как она работает.
Но это уже когда и картриджи стали подвижными, и транзисторы шустрыми.
И эти инженеры 80х, они так и не поняли, что их знания в этих новых концепциях упростили. Лишили гениальной смекалки по созданию конфетки из... Теперь конфетки сразу на прилавке магазина радиотоваров. Теперь не нужно делать хитрые маскировки. И так сойдет. В смысле Пойдет.
Конечно остались некоторые Последние Из Могикан. Но эти новодельные, полу-винтажные инженеры, они завели привычку гонять их куда не надо.
Но теперь вы знаете, какова реальная история мира, и какова истиная ценность инженеров, умеющих сделать Аудиофильский Продукт.
За это им и платят кстати повышенные зарплаты на работе. Они поддерживают знания о гениальности, пусть и в редком но интеллектуальном тонусе.
Но давайте все таки про вертушку.
На самом деле это не совсем вертушка. Это целый музыкальный комплект. Тут и колонки, и усилитель отдельным блоком, и вертушка.
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/elektronika_b1_01.html
И как я уже сказал, вертушку тут улучшили. Причем Советские Инженеры.
Вообще за брендом Электроника водится такое дельце. Ведь Электроника 75 АС 065 тоже их рук дело. Тоже скопировали, да так, что историческую ценность изделиям прибавили. У меня был на них обзор.
Да и Электроника ТА1-003, катушечник, тоже зверь!
В этой компании работали инженеры, которые явно умели в инженерной смекалке разбираться! Я уж не буду в один бренд, из недавних обзоров, тыкать.
Хотя... Мне наверное придется сравнивать эту вертушку с Радиотехника ЭП 101.
Дело в том, что в нашей сегодняшней, шли по пути маскирования искажений. А вот в Радиотехнике, шли по пути 80х.
При том, что детонация у них одинаковая. И схема привода тоже. И там и там мотор 2х фазный асинхронный, с синусоидальным генератором. Причем и частоты те же. 37 Гц на 33 оборота, и 50 на 45.
И детонация одинаковая - 0.15%. Но этому старичку она такая простительна. А вот в Радиотехнике вышедшей в 1983году, она уже многовата. Особенно если учесть, что здесь в Электронике, сплошные технологии формирования гармоник, маскирующих артефакты звучания. А там наоборот. Фильтрация гармоник.
Таким образом Электроника демонстрирует весьма Аудиофильский Звук. Инженеры в 75м, поработали над улучшением именно звучания. При том, что сами параметры оказались так себе.
Помните обзор магнитофона Эльфа 201? Так вот там такая же детонация, и такие же приемы работы со звуком. Я его тоже Аудоифльским назвал.
Так и тут. Легендарный звук, при наличии артефактов, которые приятно замаскированы. Тут и плотный упругий бас, и мягкий верх и прозрачная середина, с хорошей бодрой артикуляцией.
Анплаггед Клэптона звучит шикарно. Даже несмотря на 96 кГц дискретизации в исходинке.
Хотя сдеражнность динамики и потери ревебрерационных составляющих объема и утонченных послезвучий, вызванных высокой детонацией присутсвуют.
Чего нельзя сказать о Радиотехнике, где потеряно все и вся, причем оптом. Здесь же добрую половину потерь изящными приятными подарочками замаскировали.
********************************************************************
Но это не все. Я на свою голову полез в схемотехнику. И обалдел. Дело в том, что в те времена рулила политика экономии на детальках. Они были дорогие.
Поэтому коммутатор входов, тут реализован по жесткой схеме, что я даже будучи знаком с цифровой схемотехникой начала 80х и то обалдел.
Тут при переключении входов помимо 2х цепей сигнальных, переключается еще 4 цепи между транзисторами.
Дело в том, что у разных входов в СССР был разный уровень. И нужно было корректировать чувствительность. В 80х это делали просто. Ставили дополнительные транзисторы на входы требующие дополнительного усиления и порядок.
Но тут-то транзисторы других времен. Их в одну штучку не поставить. Самовозбуждение, искажения. Тут так нельзя. Тут надо или пяток на каждый вход ставить. Или как-то это дело иначе коммутировать.
Так вот тут коммутируют иначе. Я обалдел!
При взгляде на схему усилителя, что раскачивает колонки, я тоже обалдел.
Куча резисторов, конденсаторов, диодов. Цепочки из двунаправленной диодной пары с конденсатором на землю. Это вообще что?
Это как? А все просто. Это те самые более ранние транзисторы, которые нужно было образумливать. В 80х все стало значительно проще. Пара транзисторов, резистор термостабилизации, "шунтирующий" демпфер в виде конденсатора и порядок.
А тут так не пройдет. Тут нужны навороты. И я честно скажу. Я не помню их. У меня в учебной программе эти приемы обязательными не были.
Да чего уж там прикидываюсь? Типа лицо сохранить норовлю. Я не знаю их! Ставь лайк за честность!
Одно скажу. Если эти цепочки не дожать, причем так чтобы возбуждение произошло на приятно звучащих частотах, то будет приятный Аудиофильский Звук.
А вот расчитать их, чтобы сказать дожаты они или нет - я не могу. Надо учебник штудировать. Старый!!! Годов 60х. Начала 60х! А потом на практике, на старых транзисторах(а их еще где-то взять надо), исследовать поведение. Эмулятор мой любимый эту элементную базу тоже не знает.
Я вообще в шоке! Но звучит это дело приятно!!! Это полноценный Аудиофильский Сетап!
В общем как Маяк 001. Там тоже артефакты есть, но их маскируют.
Такие вот дела...
Спасибо, что дочитали!