Найти тему
Я ЖЕ БАТЬ!

За что мучительно стыдно много лет спустя…

У вас случается, что ни с того, ни с сего, накатывают воспоминания о не слишком хороших поступках, загнанных глубоко-глубоко, в самый уголок памяти? За собой заметил — с возрастом это случается все чаще и чаще.

И не понятно, что тому причиной — то ли переосмысление собственных действий, то ли просто память такие кунштюки выкидывает? И обычно предпосылок то к тому, чтоб воспоминания нахлынули — никаких нет.

Или есть?

Не так давно встретились с приятелем юности — совершенно случайно. Не так, чтобы близки были когда-то, но… С возрастом ностальгия по прошедшим годам становится острой, и порой радуешься тому, кто может разделить с тобой воспоминания. Зашли кофе выпить, на большее-то все равно ни у кого времени нет, сели у огромного окна витрины.

И вот он, ни с того ни с сего, признался — порой вспоминает свой юношеский стыд за родителей. И сейчас стыдно. Но уже не того, что родители у него были гораздо старше наших — поздний ребенок. И выглядели всегда несколько… потрепанными. Не то, что неопрятно, а вот — далекими от моды. Ему тяжело было ходить с ними, ему казалось — все смеются из-за того что родители пожилые, а еще — немодные.

Сейчас — стыдно. Особенно за то, что они могли узнать как-то об его чувствах.

Может, и знали?

У него самого сейчас дети. Что в их головах происходит — непонятно. Сейчас внешние проявления успешности для детей еще более важны, чем во времена моей юности.

А вот с возвратом за такую глупость становится стыдно…

Мне, слава богу, за подобное краснеть не приходится.

Хотя тоже порой нет-нет, да нахлынет.

Я все больше вспоминаю эпизоды, когда мог исправить несправедливость — и не сделал этого. И даже не из трусости, а из-за ложного понятия справедливости.

В средней школе было, классе в четвертом или пятом, наверное. Перед диктантом по русскому языку мальчишка — отличник, между прочим — утащил у учительницы тетрадь с гордым названием «планы уроков». И вот в этой тетради был он — тот самый диктант. На перемене этот диктант мы, мальчишки, старательно переписали…

А потом кража всплыла. Как — непонятно, может, кто-то сдал? Обвинили в этой краже девчонку. А мы, все молчали. И я промолчал. Потом что «сдать своего» нем казалось подлостью.

Вот только сейчас, больше тридцати лет спустя, понимаю — подлость совершили мы.

Знаете, я к чему начал-то?

Вот говорят — чему детей учить, чтобы хорошими людьми стали? На самом деле, ответ прост. Учить тому, чтобы не совершали проступков, за которые потом будет стыдно перед самими собой.