Когда ты юный садовод с пустым участком и только-только начинаешь свой путь "перехапа" по интернет-магазинам растений и садовым центрам, в жизни сразу становится так много интересных событий, что первое время даже не обращаешь внимания на пересорт. Три года я не считала лично для себя пересорт растений претензионным случаем и не тиранила своих поставщиков по этому поводу. Мне было все надо и все - в строку!
По качеству присланных растений - да, претензии выставляла сразу. Если получала в ответ адекватную реакцию - продолжаю сотрудничество с магазином. А нет - так нет. Не дефицит.
Но вот прошло три года непрерывного "перехапа". И я заняла все посадочные места в своем саду. Теперь прежде чем что-то посадить, надо сначала сурово подумать - а куда? И я стала подходить к новым заказам не просто вдумчиво, а очень вдумчиво. И теперь прекрасно понимаю, почему в публичных отзывах о магазинах растений некоторые садоводы, рубанув с плеча, называют пересорт мошенничеством.
У магазинов есть несколько реакций на претензии покупателей. Зачастую эти реакции отображаются в том числе и в публичном пространстве, и на основании такой публичной работы с негативными отзывами клиентов я и делаю для себя вывод - стоит с таким магазином в принципе иметь дело или нет.
Реакция №1: "Извините. Выберите, что для Вас удобней - замена растения или возврат денег?"
Это хороший магазин.
Реакция №2: "Сфотографируйте растение, чтобы была видна бирка нашего магазина. Выкопайте и пришлите нам. Мы рассмотрим вашу претензию и примем решение. Предлагаем вам скидку 10% на последующие заказы".
Это так себе магазин.
Реакция №3: "Растения надлежащего качества обмену и возврату не подлежат!"
Это плохой магазин.
А сейчас я посчитаю свои пересорты, собранные в саду за три года. О некоторых я даже и не подозревала, и мое внимание на них обратили читатели.
Розы
Некоторыми розами, доставшимися пересортом, я очень довольна, потому что так или иначе собиралась их со временем заказывать.
Некоторые пересортные розы я бы купила и второй раз - так мне понравились. И скорее всего куплю.
Есть розы, которые не разочаровали красотой, несмотря на пересорт. Осталась самая малость - определить их, чтобы называть по именам. Я люблю когда растения называют по именам и терпеть не могу ситуации, когда приходится подписывать фотографии в блоге "сорт неизвестен".
Так, чтобы "выкрасить и выбросить" - пожалуй, имею только два куста роз, но и то они одного сорта и выбрасывать их повременю.
Лилии
Здесь с определением сортов тяжело. Читатели помогли определить по некоторым сортам, что это - точно не то, за что себя пытается выдать.
А некоторые сорта так и не удалось определить, потому что в заказах нет ничего даже отдаленно похожего на то, что зацвело.
Я не в обиде. Лилиям место в моем саду пока находится. Но могу разве что определить лишь принадлежность лилии к какой-либо группе в зависимости от сроков ее цветения.
Дицентра
Не стала связываться с претензией из-за небольшой цены и горячей поры. Но одна из этих дицентр должна быть по заказу белой, а расцвели обе розовым цветом.
Чубушник
Здесь обиднее всего. Я ждала махровый чубушник. Он не цвел в первый год посадки, был слишком маленький. После первой зимовке состоялось первое цветение. Цветы простые и на картинку заказа не похожи.
Хоста
Здесь сразу несколько грамотных читателей без тени сомнения заявили - явный пересорт!
Последний мой "перехап" состоялся минувшей осенью на луковичных.
Так что я начинаю морально готовиться предъявлять новые для себя претензии магазинам - не по качеству растений, а именно по пересорту. Отработку навыков начну на тюльпанах, до массового цветения которых остается нарядить ёлку, нырнуть в прорубь, поесть блинов и покрасить яйца.
Я посадила в своем саду несколько десятков новых для себя сортов тюльпанов.