Найти в Дзене
Ника Марш

Чем угощались на Руси (а мы не можем)

Пироги с лебедями, чинёные кишки, грушевый квас с терновыми ягодами, коржики с салом, бараний желудок с гречневой кашей – кухня дореволюционных времен предстает перед нами во всем своем многообразии в произведениях русских авторов. И какая кухня! Некоторые страницы на голодный желудок лучше не читать. Угощались на Руси отменно. А мы так – увы – не можем!

Полотно А.П.Рябушкина
Полотно А.П.Рябушкина

Почему не можем? Да потому что многие рецепты утрачены безвозвратно. Правда, в XIX веке жена архитектора, Елена Молоховец, издала книгу о вкусной и здоровой пище для своих современниц. Читать её упоительно. И… вздыхать: «Полтора килограмма филе серны, добавить кервель, стакан рейнского». Но то были все-таки рецепты осовремененные (на 1861 год). А вот подлинно исторических, из глубины веков, осталось не так уж много.

В романах русских авторов застолье – это всегда описание настолько вкусное, что не оторваться. Вот Собакевич обедает при Чичикове и нахваливает съестное:

«Щи… очень хороши! – сказал Собакевич, хлебнувши щей и отваливши себе огромный кусок няни, известного блюда, которое… состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгами и ножками. – Эдакой няни… вы не будете есть в городе».
обед у Собакевича - иллюстрация к "Мёртвым душам"
обед у Собакевича - иллюстрация к "Мёртвым душам"

Где уж нам достать бараний желудок? Да еще и начинить его мозгами? Разумеется, постараться можно, но в XIX веке такие ингредиенты были в куда большем доступе. Или вот поглядим у Чехова, как с аппетитом описывается закуска в рассказе «Сирена»:

«Утка или бекас могут гусю десять очков вперёд дать... И...кушайте икру…с лимончиком, потом простой редьки с солью, потом опять селёдки, но лучше всего…рыжики соленые…с прованским маслом».

И просто, казалось бы, но вот пойди поищи рыжики в обычном магазине. Да прованское масло. А если на нём и написано «прованское» - то, как убедиться, что оно именно «то»? Да и с поисками бекаса справиться не очень-то легко. Не говоря уже о рыбе, которую так вкусно описывают многие авторы XIX века.

кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

В не меньший тупик нас ставит Александр Сергеевич Пушкин в письме к Соболевскому:

У Гальяни иль Кольони

Закажи себе в Твери

С пармезаном макарони

И яичницу свари.

На досуге отобедай

У Пожарского в Торжке

Жареных котлет отведай (именно котлет!)

И отправься налегке.

С «макарони» мы все отлично знакомы, хотя и они – вряд ли! – точно такие, как были в молодые годы великого поэта. И пармезан. Насколько сильно он отличается от исторического? Вот и Пожарские котлеты, хотя и существует по сей день, но ведется спор относительно их рецептуры. И спросить толком не у кого. Столько воды утекло!

город Торжок, где готовили те самые Пожарские котлеты, фотография начала XX века
город Торжок, где готовили те самые Пожарские котлеты, фотография начала XX века

Но это, конечно, всё барская, дворянская кухня. Крестьяне не ели пармезана, и вряд ли баловались рейнским, которое рекомендует добавлять к филе серны Елена Молоховец. Крестьянская кухня была намного скромнее: каши всех видов, варенья, щи на обед, пироги и кулебяки, курники и запечённое мясо.

Историк Иван Никитич Болтин (член Российской академии и владелец 900 душ крепостных) указывал, что русский крестьянин обычно садился за стол так: четыре раза в день в холодное время года, и пять – в летнюю пору, рабочую. Назывались трапезы завтраком (или перехваткой), полдник (до обеда, в двенадцать часов дня), обед, ужин и паужин. Впрочем, названия могли разниться, от местности к местности, а вот их время было приблизительно одинаковым: сначала около 6 часов утра, потом в полдень, затем обед в 2 часа дня, ужин назначали на 6-7 вечера и последняя трапеза почти перед самым сном, в 22:00. Летний день долог, и оттуда такой распорядок.

Полотно М.Шибанова "Крестьянский обед"
Полотно М.Шибанова "Крестьянский обед"

У зажиточного крестьянина (или в хороший урожайный год) на столе нередко бывало мясо. Свинина, говядина, домашняя птица или подстреленная дичь, рыба, а еще всевозможные потроха, перетёртые в фарш, чтобы получилась начинка пирогов. Разумеется, соблюдались посты. И тогда обходились овощами, заготовленными соленьями, сушеными грибами, кашами без масла. Кстати, рассольники и солянки – вопреки расхожему мнению - это далеко не исконная, древняя кухня. Считается, что такие блюда приобрели популярность не раньше XVII века.

Как и суп! Это слово стало общеупотребимым лишь в восемнадцатом веке. Жидкие блюда, на мясном или овощном бульоне, до того называли похлебками. Добавляли в них брюкву и чечевицу, грибы и сало. Сало вообще было очень популярной едой: просто в приготовлении и сытное.

Фёдор Солнцев "Крестьянское семейство перед обедом"
Фёдор Солнцев "Крестьянское семейство перед обедом"

Но крестьянин далеко не всегда был сыт. Случались голодные годы, бывал большим оброк, и тогда семья за столом радовалась даже краюшке хлеба. Куда там нашим белым булкам, да еще и предварительно разделённым на квадратные кусочки, чтобы удобно было есть! Хлеб крестьянский – особый. Пекли его на заквасках, которые готовили заранее. Чтобы получился красивый пышный ржаной каравай, требовалось немало времени. Сначала получали закваску, затем тесто. И несколько часов томили хлеб в печи, где он приобретал удивительный аромат. Такой, аутентичный, сейчас найти непросто.

И сладкое давайте не забудем! Что ели? Пастилу, которую готовили множеством разных способов. Варенье, сладкие пироги со всевозможными ягодами. Варили кисель, запекали яблоки… Было чем угоститься на Руси!

#наука #история россии #еда #культура #рецепты

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!

Лайки - это комплимент автору!