Найти тему
Изучаю людей

Как сделать занятия с логопедом дешевле и быстрее

Очень часто дале опытные специалисты становятся в тупик - пришел ребенок, 3 года, за стол не садится, пособиями не интересуется, как диагностировать??? По каким пособиям?

Правильный ответ - ни по каким. Если иметь в виду всякое настольно-печатное. Ни одно пособие не даст специалисту такой точной картины, как простое наблюдение и попытки вовлечь ребенка в совместную игровую деятельность. 

Поэтому лично в моей практике первая встреча с ребенком младше 4, а то и 5 лет, выглядит как непонятно что вообще. Я разговариваю с мамой, а ребенок сам играет. Лишь после получаса минимум я могу осторожно подсесть к нему ближе и предложить какие-то свои игрушки, которые мне могут что-то дополнительно показать. Только сначала подсуну игрушки, которые почти ничего мне не дадут в плане диагностики, но заинтересуют ребенка. И ещё минут через 20 я, может быть, подсуну какой-нибудь диагностический. 

Это если норма, ЗРР какая-нибудь. Если за первые полчаса я увидела, что ребенок боится, если увидела, что он совершает стереотипные однообразные действия, если увижу, что диалогической речи нет, разделенного внимания нет, понимания речи нет - я вообще не буду настаивать хоть на какой-то совместной деятельности. Хотя попытаюсь, конечно. Но если ребенок мне совсем не доверяет - смысл ?

А увижу я много и так. Отсутствие коммуникации и понимания речи видно с порога. Норму с ЗРР тоже. И за стол сажать для этого вовсе не обязательно .

Ну а уж на второй-то встрече - точно за стол ?

И это вряд ли.

Напоминаю, речь про маленьких. А если не маленьких, то сложненьких. Пятилетка-норма за стол скорее всего и в первый раз сядет, и до разговора снизойдёт, и альбом пролистает, речь не о них. Ну а если не сел, значит о них. 

Последующие после диагностики встречи можно обозначить как сочетание стимулов в паре. Стимул - я, скорее неприятный, чем желанный, должен сочетаться с чем-то изначально желанным для ребенка. У детей с аутистическими чертами (а именно они не сядут за стол) это будут чаще всего разные сенсорные штуки. Пузыри, шарики, мячики, мелкие предметы, пена, лизуны, и тд, и тп. Плюс разные виды приятного сенсорного взаимодействия - и мы будем их искать, нащупывать. Щекотать, подкидывать, обнимать, качать, ничего из перечисленного, возможно. Возможно пища. У нормы это скорее всего будет игра. В машинки, куклы, зверей. Плюс то же, что и у детей с РАС. 

Ищем стимулы, на которые впоследствии мы будем "обменивать" наши цели и задачи. Какие-то из них можно решить, и не вставая с ковра, и не используя пособия в принципе, но не все, и не быстро. Поэтому стол и пособия фигурировать обязательно будут, но позже. И, самое главное - "втираемся в доверие", делаем желанным - уже себя. Параллельно на этих первых "бестолковых" встречах мы продолжаем диагностику, и я пишу эту статью в первую очередь для мам или пап, присутствующих на занятии у меня или у любого другого специалиста. 

Если я с задумчивым видом произнесла "ммм, где же вон тот розовый заяц, только что здесь был..." - не надо мчаться приносить его мне. Фраза была - ребенку. И в этой фразе половина диагностического альбома. Слышит ли, понимает ли, цвета, лексика, и ещё пару строчек целей могу приплести я, либо другой специалист. Мама - мебель, как я часто говорю. Если ребенок к вам обратился, вы ответили. Все. На мои вопросы, если они не обращены лично к вам - не отвечать. Вопрос либо повиснет без ответа, либо на него отреагирует ребенок, и только эти два варианта мне нужны. Они оба - диагностика. Пишу про себя, но, думаю, большинство специалистов со мной согласятся. 

Ну а потом-то - за стол?!

Да, обязательно. Практически всегда. Я всецело за игровую логопедию, в игре действительно можно добиться очень многого. Но нужны и пособия, и карточки, и план. Можно, конечно, разложить их на ковре, какая разница. Но я предпочитаю стол, и вот почему .

Ковер все же - вотчина ребенка, игры, его инициативы. Ребенок пришел в первый раз - и о столе мы даже не заикаемся. И во второй раз тоже. Идём за ребенком, становясь ему партнёром, вызывая доверие, потом - подыскивая стимулы, те приятные вещи, за которые ребенок нам одолжит пару слов. Но рано или поздно (в среднем после 3-5 встреч), возникает необходимость брать власть в свои руки. В конце концов нам нужен результат, и как можно скорее, а не всегда инициатива ребенка ведёт нас именно к нему, а если ведёт, то путем довольно извилистым. И не всегда деятельность ребенка продуктивна. Поэтому я за разделение заданий и свободной деятельности .

Ребенок нам уже доверяет, его любимые занятия я уже знаю, и эти самые любимые ставятся в пределы видимости, но вне доступа. Сначала задание - потом твое любимое. На первых порах заданий мало, они крошечные и простые, а игры - много. У меня пока по-прежнему не стоит основной задачей - немедленно научить. Задача главная - вселить уверенность в себе, а неговорящие трехлетки и дети более старшего возраста в себе уже не уверены. Это двухлетка болтает, что хочет, не смущаясь, у старших малышей включается критика. Опять же напряженное ожидание социума - ну когда уже! также подливает масла в огонь. Эти дети говорить не хотят и боятся. Поэтому задания "на поговорить" - последнее, что я им предложу .

Задача вторая - формирование учебной ситуации, становление границ. Сначала-потом. По очереди. Как договорились. Давай закончим. Позже. Это все - понятия доступные трехлетке, но часто не актуализированные. Вот когда это будет усвоено - тогда и начнется настоящее обучение, и тогда процесс пойдет быстрее. А сколько до этого момента - вот и считайте. По максимуму если - 5 встреч диагностически-ознакомительных, ещё столько же вялотекуще-обучающих .

Можно ли ускорить процесс? Можно. Познакомить ребенка с понятием границ до начала занятий с логопедом. Если в вашей семье - ведущий вы, а не ребенок, процесс работы специалиста с ребенком будет проще, быстрее, а на выходе - дешевле для вас.