Найти тему
Море, люди, корабли.

"Андреа Дориа" и "Стокгольм"

Гибель лайнера "Андреа Дориа", фото из свободных
Гибель лайнера "Андреа Дориа", фото из свободных

Не смотря на появление систем радиолокации на крупных гражданских судах после второй мировой войны, столкновения их, иногда даже с гибелью, все равно происходили, техника бессильна перед человеческими ошибками, безалаберностью и самонадеянностью.

Все начиналось буднично и даже безмятежно, вечером 25 июля из порта Нью-Йорка в сторону Европы, вышел лайнер "Стокгольм". На встречу ему из Европы следовал итальянский лайнер "Андреа Дориа", который завершал свой рейс, но выбившись из расписания, шел на максимальной скорости в 23 узла. В ночь на 26 июля 1956 года шведский пассажирский теплоход ледового класса "Стокгольм", въехал в правый борт итальянского пассажирского лайнера "Андреа Дориа". На обоих судах имелись радиолокационные станции кругового обзора, но это не помогло. Шведский теплоход, своим усиленным корпусом, углубился в итальянца метров эдак на 12, разломав семь палуб. По началу итальянец потащил за собой шведа, но на "Стокгольме" перед столкновением дали самый полный назад, при ударе один из дизелей "Стокгольма" заглох, но его быстро привели в чувства и это помогло расцепить суда. Не понятно правда зачем это было делать, если бы оба судна застопорили ход, то появился бы шанс на спасение итальянского лайнера, "Стокгольм" закрыл бы своим корпусом пробоину. Как уже понятно, на "Андреа Дориа" ход также не застопорили и с ужасающей двенадцати метровой пробоиной под мостиком, он скрылся в полосе тумана, с борта "Стокгольма" визуально его не наблюдали. Сигнал бедствия оба судна подали почти одновременно. Итогом столкновения для "Стокгольма" стала утрата почти 20 метров носовой оконечности, но судно держалось на воде и могло самостоятельно следовать в порт, чего не скажешь про "Андреа Дориа". Итальянский лайнер имел неконтролируемое затопление и крен на правый борт в двадцать градусов, который медленно, но верно нарастал, повезло с погодой, был почти штиль. Из-за крена все шлюпки левого борта вышли из игры, спустить их было невозможно, лайнер запрашивал помощь в эвакуации пассажиров, на его призыв откликнулось несколько судов и даже военный корабль, к счастью все они были по близости и сняли всех пассажиров и экипаж. Стоит отметить, что экипаж лайнера проявил себя не с самой лучшей стороны, исключая разве что старших офицеров. В чем это выразилось, да в том, что в 60% шлюпок самого "Андреа Дориа" занял экипаж и лишь в оставшиеся 40% были заняты пассажирами. Капитан и старшие офицеры, как полагается, сошли с борта, после того как убедились, что на судне никого не осталось. Принял участие в спасении и "Стокгольм", экипаж которого теперь точно понял с каким судном он столкнулся. Оставленный людьми "Андреа Дориа" затонул 26 июля в десять часов девять минут, по местному времени, примерные координаты сорок градусов двадцать девять минут сорок секунд северной широты, шестьдесят девять градусов пятьдесят одна минута четыре секунды восточной долготы, глубина 70 метров, в результате катастрофы погиб 51 человек.

Разбирательства произошедшего сразу разделилось на шведскую и итальянскую версию, которые были диаметрально противоположны в выводах о виновнике столкновения. Сторонних наблюдателей не могло не поразить, то количество ошибок и непрофессиональных решений, которое было допущено с обеих сторон. Ну для начала, оба судна видели друг друга на радаре, но даже не потрудились связаться друг с другом, хотя потом утверждалось, что радар "Андреа Дориа" то ли не работал совсем, то ли на него не так часто и смотрели, а метка, которой был "Стокгольм", была очень далеко. С радаром "Стокгольма", все еще веселей, по мере разбирательств он не стал неисправным, но выяснилось, что оператор неверно понимал расстояние до объектов, считая, что они дальше минимум раза в три, чем было на самом деле, шкала радара стояла на 10 км, а оператор был уверен, что на 30. Затем метеоусловия, шведы утверждали, что не видели "Андреа Дориа" из-за тумана двигавшегося со стороны океана на берег, но сами были вне тумана, итальянцы утверждают, что туман был плотный с видимостью около четырех километров. Еще веселее, что помимо радарного контакта, между судами был установлен контакт визуальный, они видели ходовые огни друг друга, но не смотря на туман, близость друг друга, оба шли с максимальной скоростью, не пытаясь связаться друг с другом. Затем произошел и вовсе фатал, вахта "Стокгольма" утверждала, что она решила расходиться с встречным судном левыми бортами, красными огнями и для пущей безопасности доворачивает правее, а вот "Андреа Дориа" решает расходиться с незнакомцем правым бортом и для той же безопасности доворачивает левее. С борта "Стокгольма" видят, что красный левый ходовой огонь встречного судна пропал, но упорно поворачивают вправо пока под прямым углом не врезаются в итальянский лайнер. Еще один момент, под конец рейса "Андреа Дориа" выработал около четырех тысяч тонн топлива и пресной воды, но почему то не стал принимать водный балласт, что стало причиной быстрой потери остойчивости. Также шведы утверждали, что не все было ладно на "Андреа Дориа" с водонепроницаемыми переборками. Две взаимоисключающие версии двух участников, привели к тому, что дело закрыли по обоюдному примирению сторон.

Суда участники на редкость красивые суда, со стремительными и грациозными силуэтами.

Лайнер "Андреа Дориа", фото из свободных
Лайнер "Андреа Дориа", фото из свободных
Лайнер "Стокгольм", фото из свободных
Лайнер "Стокгольм", фото из свободных

Лайнер "Андреа Дориа" длиннее "Стокгольма", 213 метров против 160, силовая установка итальянца две паровых турбины, против двух дизелей у шведа, в итоге скорость 23, против 18 узлов. К "Андреа Дориа" первый раз спустились через 16 дней после гибели, глубина для аквалангистов, а акваланги тогда только начали появляться, была опасной, но не предельной.

"Андреа Дориа" на дне, картинка из свободных
"Андреа Дориа" на дне, картинка из свободных

Судно обнаружили лежащим на правом борту, по словам одного из участников было странно видеть чистенькое и красивое судно лежащим на дне. С того момента целых двадцать пять лет судно никто не тревожил, но все поменялось когда акваланги стали доступны не только специалистам. С 1981 года на "Андреа Дориа" погибло 10 аквалангистов, в 1984 с лайнера подняли один из сейфов, за следующими собираются, но когда не ясно. В 1998 году "Андреа Дориа" оставил гостить у себя навечно еще троих аквалангистов. Сдается мне не даром "Андреа Дориа" послужил прототипом лайнера «Антония Граца» в мистическом фильме 2002 года - "Корабль призрак", кто смотрел фильм, мне думается согласится, что определенные параллели есть. Лайнер по сию пору остается местом притяжения для жадных до адреналина и сувениров с затонувшего судна аквалангистов, сколько из них еще заплутает и погибнет в его коридорах, пока судно не обратится в прах, неведомо никому.