Что определяет наш выбор педагога? Для большинства это высокий уровень владения своим предметом и положительные отзывы. Однако, есть ещё один фактор, который часто упускают из вида - личность преподавателя. Может ли академический успех учащихся в некоторой степени зависеть от особенностей характера педагога? Делюсь своим мнением и результатами исследования, опубликованного в Journal of Educational Psychology в 2018 году.
Моим первым учителем испанского в ВУЗе был Семеряга Михаил Трофимович. Мы называли его просто Дон Мигель. Он много лет проработал на Кубе военным переводчиком и считал, что железная дисциплина в классе — залог успеха в обучении. За невыполненное домашнее задание Дон Мигель водил нас в деканат, где с нами проводили профилактическо-воспитательную работу.
Допустить ошибку на занятиях испанского было непоправимой оплошностью. За это студент должен был встать и пережить 3 минуты позора. Тем, кто чаще всего попадал в немилость, приходилось стоять дольше, а иногда их просто просили покинуть аудиторию. В общем, Дона Мигеля боялись все. Возможно, даже сам декан.
С утра до ночи мы учили испанский. Все поголовно. Да, многие тайно ненавидели его, кто-то рыдал прямо на парах, но через три года наша группа блестяще владела языком. Одна моя однокурсница после окончания ВУЗа решила продолжить обучение в дипакадемии МИД в Москве. Вступительный экзамен по испанскому она сдала без труда и, как потом сама рассказывала, была самой сильной студенткой в группе. Когда Дон Мигель серьёзно заболел, мы, желая хоть как-то порадовать его, сбрасывались всей группой ему на тёплый плед, а когда его вскоре не стало, ходили к нему на похороны и не могли сдержать слёз.
Военная лексика, которую он заставлял нас учить, и которая, как нам казалось, никогда не пригодится в жизни, спасла меня от профессионального позора три года спустя. Я тогда работала менеджером по внешнеэкономической деятельности в одной российской компании, которая поставляла оборудование из Испании в Россию. Во время деловой поездки в Белгород, клиент изъявил желание показать испанцам, которые приехали с нами, места боевой славы. Это не входило в наши планы, но отказываться было неприлично. И вот нас всех привозят в военно-исторический музей заповедник «Прохоровское Поле», где как выяснилось, мне предстояло переводить экскурсию, подготовленную для наших гостей. Если бы не пары Дона Мигеля, на которых он безбожно гонял нас по всем названиям военно-боевой техники, тот день мог стать для меня днём публичного позора.
Сегодня я случайно наткнулась на фрагмент работы Kim, L. E., Dar-Nimrod, I., MacCann, C. под названием Teacher personality and teacher effectiveness in secondary school: Personality predicts teacher support and student self-efficacy but not academic achievement. Полная версия статьи была опубликована в Journal of Educational Psychology в 2018. Авторы задались целью узнать есть ли взаимосвязь между успехами учащихся и личностью преподавателя. В исследовании принимали участие чуть больше 2000 учащихся старших классов и 75 преподавателей английского и математики.
Результаты оказались неожиданными: личные качества педагога влияют на эффективность преподавания, но никак не отражаются на успеваемости учащихся. Согласно полученным данным, характер преподавателя влияет на социально-эмоциональные, а не на академические показатели учащихся.
Мой опыт говорит об обратном. А что думаете вы? Есть ли связь между успехами учащихся и личностью педагога? Делитесь своим мнением в комментариях.