Найти в Дзене

Образовательное использование гипертекста: угрозы и возможности

Гипертекст — это система интерактивной навигации между связанными фрагментами текста, в которой выделенные слова (гиперссылки или просто ссылки) ведут к дополнительной информации. Термин и идея пришли от Теда Нельсона, который изобрел и применил его к своей системе Xanadu в 1965 году.

Гипертекст позволяет выбрать оптимальный способ чтения документа. Это означает, что нет предопределенного порядка чтения, и навигация между отдельными частями текста полностью зависит от пользователя. Существуют различные гипертекстовые системы, такие как HyperCard или Storyspace, но наиболее известным, хотя и несколько ограниченным, является WWW.

Просматривая контент наугад, читатель может легче понять контекст интересующей его темы. В образовательном приложении гипертекст предоставляет удобные возможности для контроля за ходом обучения. В настоящее время он в основном используется в различных типах дистанционных курсов и тренингов (так называемое электронное обучение), но спектр приложений постоянно расширяется. Примером использования контроля прогресса на основе гипертекста может быть блокирование соответствующих ссылок, как показано в следующем примере: до тех пор, пока учащийся не получит один материал, ссылки на другой материал будут оставаться недоступными. После каждой партии материала необходимо пройти проверочный тест. Соответствующий рейтинг активирует ранее недоступную ссылку.

Отдельная проблема, которая имеет значение в образовании, это так называемая гиперфикация, то есть интерактивный роман или история, созданная в гипертекстовой системе. Получатель такой работы получает контроль над текстом, его формой, ходом событий и даже может добавлять свои собственные версии, создавая все новые и новые ветви жанра.

Однако следует помнить, что гипертекст — это структура, созданная «кем-то». Вот почему правильная подготовка контента чрезвычайно важна. Получатель может делать выбор только внутри этой структуры, которая в случае его нарушенной конструкции заставляет его проходить линейно через последующие партии материала, а в исключительных случаях возникающий хаос делает это совершенно невозможным. Отсюда следует, что в гипертекстах человек может скрытно ограничивать свободу читателя, устанавливать пути, которым они следуют, и, таким образом, влиять на последствия, вытекающие из вышеуказанных возможностей. В этом случае возможность любого выбора материалов очевидна, а существенная особенность гипертекста должным образом теряется.