В известном произведении Ф. М. Достоевского «Идиот» есть несколько отсылок к популярному роману А. Дюма-сына «Дама с камелиями». На вечере Настасьи Филипповны один из ее несостоявшихся кавалеров – крупный финансист Тоцкий – поведал историю о том, как бешеное увлечение тогдашними модницами камелиями под влиянием этой книги привело к трагедии. Автор не зря вставил этот эпизод в описываемую сцену, так как в высшем петербургском свете Настасья Филипповна, точно так же, как известная французская куртизанка Маргарита Готье, находилась на положении содержанки. По ходу повествования Лебедев назвал Настасью Филипповну «камелией», тем самым подчеркнув ее двусмысленное положение по сравнению с соперницей – генеральской дочкой Аглаей Епанчиной.
И Настасья Филипповна, и Маргарита Готье были одинаково несчастны в любви. Обе – по разным причинам – сами покинули своих любимых мужчин. И конец обеих был ужасен: Настасья Филипповна погибла под ножом фанатично влюбленного в нее Рогожина, а нежная Маргарита скончалась в ужасных мучениях от чахотки, которая в 19 веке была неизлечимой болезнью.
Маргарита Готье была «списана» Дюмой с реальной женщины – Мари Дюплесси, поэтому в романе она выглядит довольно жизненно и убедительно. В то время как в образе Настасьи Филипповны много «фантастического» и «сумасшедшего», как не раз выражались о ней те, кто имел счастье (или несчастье) быть с ней знакомым.
Настасья Филипповна, безусловно, принадлежит к типу роковых женщин, чего никак нельзя сказать о Маргарите, которая – по крайней мере на людях — вела себя сдержанно и с достоинством. А Настасья Филипповна устраивала чрезвычайно эффектные сцены, которые одновременно и поражают, и пугают читателя. Чтобы проучить своего расчетливого жениха, она прилюдно бросает в камин 100 тыс. руб. – астрономическую для того времени сумму, на музыкальном концерте «разоблачает» Евгения Павловича и, наконец, сбегает с собственной свадьбы. Эти поступки делают образ Настасьи Филипповны запоминающимся, однако менее правдоподобным, чем фигура Маргариты Готье, которая вела себя в рамках того общества, в котором жила.
С психологической точки зрения Настасья Филипповна более интересна, однако ее поведение ставит как героев, так и читателей в ступор. Ее исступленное чувство вины перед князем Мышкиным прорывается наружу в виде истерик, надрывных признаний, эмоциональных выходок. Маргарита Готье изливает свое горе на бумагу, что подчеркивает трагизм ее положения, так как в обществе она ведет себя вполне адекватно. Поэтому Маргарита Готье выглядит более убедительно, чем Настасья Филипповна, которая задает читателю неразрешимую загадку.