Сергей Дрейден - прекрасный актер кино, театра и интересный художник, работающий под псевдонимом Донцов. Широкому кругу кинозрителей известен по фильмам «Окно в Париж» и «Фонтан».
Родился 14-го сентября 1941 года в Новосибирске, куда в то время была эвакуирована семья. Его отец - известный театральный критик, литературовед, мама - актриса. Родственники по линии отца владели типографией в Петербурге, прадед служил в царской армии. Отец пострадал из-за прошлого своей родни, был арестован, а мальчику, чтобы его не травмировать, мама сказала, что отца вызвали в Москву, в Кремль на очень важную работу.
Сережа очень любил рисовать, учился в художественной школе, попутно занимался в кружке художественной самодеятельности. После окончания средней школы подал документы на операторской факультет ВГИКа. Не прошел по конкурсу и принял решение поступать на актерский факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии.
В 1962 году успешно закончил обучение и стал актером Театра миниатюр, которым руководил Аркадий Райкин. Правда, проработал там всего четыре месяца и поступил в Театр драмы и комедии на Литейном, затем перешел в труппу Ленинградского театра Комедии им. Акимова. На театральных сценах сыграл в пьесах «Каменное гнездо», «Гусиное перо», «Село Степанчиково и его обитатели», «Троянской войны не будет», «Квартет».
В 60-м году сыграл впервые в кино — эпизод в картине «Осторожно, бабушка!». Впоследствии были главные и второстепенные работы: «О любви» — Митя Велихов, «Ищу человека» — архитектор, «Цирк сгорел, и клоуны разбежались»- драматург, «Тарас Бульба» — Янкель, «Фонтан»- Пётр Лагутин, главный инженер участка, «Окно в Париж» — Чижов, учитель музыки.
Роли Лагутина и Чижова в фильмах «Фонтан» и «Окно в Париж», пожалуй, являются очень важными в кинокарьере Сергея Дрейдена. Он стал узнаваемым среди зрителей и востребованным у режиссеров.
Чижов, поселившийся в питерской коммуналке, всю жизнь мечтал попасть в свободный западный мир. И фантазия сбылась. Его соседи находят в пустующей комнате, где когда-то жила странная старуха, окно в Париж, прямо на берег Сены. Фильм стал знаковым для своего времени, войдя в историю мирового кинематографа как культовое кино режиссера Ю. Мамина. Светлая картина с отличным юмором, забавными и грустными моментами и высококлассной игрой актеров. Заключительный монолог Чижова о Родине, о людях - самый сильный момент картины.
Замечательный актер, у него своеобразная харизма, очень узнаваемый голос. Всё, к чему он ни прикоснётся - потрясающе талантливо и запоминается навсегда. Изумительный, тонкий, разборчивый и требовательный к уровню предлагаемых ролей.
К 70-летию Сергея Дрейдена была приурочена выставка «Моя жизнь в картинках». Это очень оригинальный, необычный художник. Рисунки делал на том, что попадалось под руку - бумага, картон, упаковочный гофрированный картон. Пейзажи, жанровые картинки, зарисовки к спектаклям, автопортреты. Он рисует в жанре "наивной живописи", как рисуют дети. Чтобы как-то отделить работы художника от театральных и киноролей, Сергей Симонович рисунки подписывает фамилией матери - Донцов, а в титрах фильмов иногда он Дрейден, а иногда Донцов.
Сергей Дрейден женат четыре раза. В первом браке родилась дочь Катя, во втором - сын Касьян и дочь Елизавета. Третья жена - драматург Алла Соколова, в семье родился сын Николай, четвертая супруга Татьяна Пономаренко, президент некоммерческой организации культуры «Творческий центр Борей АРТ».
14 сентября Сергею Симоновичу Дрейдену исполнилось 79 лет.