Найти в Дзене
script bro | сценаристы

Редакторский разбор. Частые ошибки российских сценаристов

Оглавление

Привет, меня зовут Сергей Литвинов, я - сценарист, редактор, скрипт-доктор, автор telegram-канала script bro и ведущий подкаста "Внутри сценариста". Я пишу сценарии, помогаю начинающим авторам и продюсерам на начальных или финальных этапах разработки проекта.

Уже несколько лет, я читаю сценарии российских авторов на фрилансе или работаю с материалом, когда ко мне обращаются продюсеры. Вместе с моим соавтором и продюсером Вадимом Дутовым, мы руководим небольшим сценарным продакшеном.

Мы читаем каждый сценарий, который к нам приходит. К сожалению, в основном, это скучные и предсказуемые работы, которые написаны талантливыми авторами. Мы сами стараемся не совершать подобных ошибок, хотя и не застрахованы от этого. Поэтому я, работая редактором, составил список самых распространённых ошибок, который помогает нам и нашим авторам избегать промашек в работе над сценариями. Делюсь списком с вами.

Размер сценария

Первый красный флажок для меня как редактора, когда от неизвестного автора приходит сценарий больше 105-110 страниц. Это тот момент, когда размер имеет значение. В четырёх случаях из пяти, это указывает на неспособность автора первично и самостоятельно редактировать свой текст.

А значит будет ожесточённый бой за каждую реплику и ненужное описание. Обычно, такие сценарии можно сократить до удобных 85-90 страниц. Сделать историю более плотной получается за счёт сокращения диалогов, выкидывания сцен, которые не продвигают историю и не раскрывают персонажей, а так же приближения провоцирующего события. Иногда в истории ничего не происходит до 30-ой страницы.

Бывали случаи, когда автор отказывался сокращать сценарий и забирал текст. К сожалению, такие истории не всегда заканчиваются успехом.

Сюжет сценария - дикий микс из просмотренных фильмов и любимых персонажей автора

Это касается первых сценариев, которые пишут авторы. Вдохновившись голливудскими блокбастерами или фильмами-лауреатами Каннского кинофестиваля, они осознанно или подсознательно тащат сюжеты и персонажей в свои сценарии.

В этом нет ничего плохого, но очередной фильм в "тарантиновском стиле" уже до открытия сценария обречён на провал. Продюсеры ищут уникальный голос. Они прекрасно понимают, что повторить Гая Ричи или Тарантино невозможно, да и не нужно, когда они живы и здоровы.

На моих глазах сценарий с посредственным сюжетом, но уникальным авторским голосом становился объектом борьбы нескольких ведущих платформ. Будьте увлекательным и интересным. Развлекайте читателя и ваш текст обязательно найдёт отклик.

Искусственные герои

Я сам много раз попадался на эту уловку. Работая продолжительное время над персонажем - ты сближаешься с ним. Он становится частью тебя. И когда, ты знакомишь его с кем-то другим, то ожидаешь, что он понравится всем, но этого не происходит. Прилетает совсем противоположная реакция.

За героя не хочется переживать, либо он безразличен читателю. Это одна из ключевых проблем любых сценариев. На начальных этапах разработки нужно спрашивать себя "Почему зрителю должно быть не всё равно на этого персонажа?", "Хотел бы я дружить с этим героем в реальной жизни?". Ответы на эти вопросы помогут найти эмоциональное ядро персонажа.

Часто "спасти котика" недостаточно, чтобы подключиться к герою, поэтому нужно показывать проявление его кодекса или ключевых характеристик. Либо в виде яркого действия, либо сложных жизненных обстоятельств. Отлично, когда герой активный и не сдаётся.

В "Ходе королевы" Бет попадает в приют, у неё сложная жизненная ситуация, но она не впадает в отчаяние и находит себя в шахматах. Или Тони из "Зелёной книги" мог пойти по лёгкому пути, но отказал мафии и продолжил работать честно.

Такие выборы и поступки привлекают зрителя или читателя и мгновенно включают в сюжет.

-2

У героев похожие имена

Часто авторы используют похожие имена и фамилии у разных персонажей. Из-за этого возникает путаница. Например, ВАСЯ (20) и ВАСИЛЬЕВ (25) будут сбивать с толку даже самого подготовленного читателя. Обычно, это никак не влияет на историю.

Можно давать персонажам прозвища, разные по длине и звучанию имена. Обратите внимание на названия фильмов, где упоминаются имена героев. "Старски и Хатч" (разные по длине и звучанию), или "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" (приставка "доктор" даёт весомое отличие).

Если персонаж появляется на несколько сцен, то необязательно давать ему полноценное имя, достаточно просто МЕДИК (35) или КУРЬЕР (20). Так будет меньше путаницы и для вас, и для читающих по ту сторону экрана.

Кто этот герой?

Иногда, у авторов, спустя 20-30 страниц появляется герой из самого начала истории. И даже если, сценарист работает с этим героем несколько месяцев и знает его от и до, то не будет лишним напомнить читателю - кем является данный персонаж.

Например, в первой сцене представили семью героя, в том числе брата ВАСЮ (20). Спустя 30 страниц, Вася появляется вновь и помогает герою, но к тому моменту, читатель уже мог забыть кто такой Вася. Просто напомните "Вася - брат героя" и вы облегчите чтение редактору, продюсеру или соавтору. Если вы заботитесь о читателе, он будет вам благодарен.

Это важно и для вовлечения в сюжет, ведь возвращаясь на 30 страниц назад и самостоятельно выясняя кем же был Вася - это не только дополнительное действие для читателя, но и выключение из истории.

Бесконечные диалоги

Я допускаю, что в первых драфтах - это норма. Вы записываете за персонажами всё что они произносят. Обычно, это философские суждения, неожиданные инсайты и практически стендап-монологи.

С этим тяжело расставаться, но диалоги нужно подчищать. Какую бы проницательную истину не говорил бы персонаж, если это не вызывает эмоцию и не относится к сюжету, то диалог придётся вырезать.

Предсказуемый сюжет

Большое количество сценарных формул и структур кажутся дают преимущество, но это обманчивое ощущение. Автор должен быть впереди читателя на несколько шагов. Постоянно удивлять и развлекать.

Структура - классный костыль для начинающих и редакторский инструмент, но опытный автор всегда пишет от мотивации персонажей, а не от ключевой точки на 15-ой странице.

У меня, чтобы понять, что персонаж важнее структуры ушло несколько лет. Я перепробовал всё: от Труби до Хармона, но всегда получалось искусственно, подстроено.

Не подстраиваете персонажа под структуру, делайте наоборот.

Когда действие героя происходит не из мотивации, а из-за необходимости сюжетного поворота - вы теряете читателя. Включается неверие.

Опечатки и ошибки

В идеале, хочется читать готовый продукт, но максимум с чем приходится работать - это второй драфт.

Если сценарий классный, то опечатки и ошибки не воспринимаются как недостаток. Их можно простить. Но если уж сценарий скучный, то каждая опечатки и ошибка будет очередным гвоздём и шагом к рекомендации "отклонить".

Автор не провёл ресёрч

Кажется, что это очевидно, но из года в год продолжают встречаться сценарии, где автор знает о своей теме меньше, чем читатель.

Например, в сценарии о хакерах может встретиться: "Вася вставляет флэшку в ноутбук и специальная хакерская программа взламывает базу данных злодея".

Как обычно, "дьявол кроется в деталях", и мы здесь, чтобы узнать что-то новое. Погрузиться в уникальный мир. Как минимум, надеемся, что сценарист подготовился и хочет нас развлекать.

Чем более инсайдные вещи в профессии, детали и нюансы вы укажете в тексте, тем больше шансов увлечь читателя, не говоря уже о достоверности и правде.

Тут нужно найти баланс, используйте яркие и визуальные детали, которые помогут погрузиться в мир вашей истории.

Например, в сериале "Миллиарды" - куча специальных терминов, они почти никак не влияют на сюжет, но создают атмосферу финансового рынка.

У персонажа нет ясной цели, у истории нет загадки, либо их слишком много

Это случается чаще, чем вы думаете. Герой 120 страниц решает чужие проблемы или бродит от локации к локации в поисках смысла жизни.

Либо герой решает "спасти котика" и планете не дать погибнуть от засухи, параллельно борется за любовь красавицы и сражается с инопланетными захватчиками, закрывая гештальты из детства.

Для полнометражного фильма идеально: 1 цель, 1 загадка.

В сериале линий традиционно больше, но перенасыщать тоже не стоит.

Даже самый запутанный и авторский сериал прошлого столетия "Твин Пикс" работал и завоевал зрителей за счёт изначальной простоты.

Загадка: Кто убил Лору Палмер?

Цель героя: Найти убийцу.

Всё.

У основной цели могут быть десятки мини-целей и задач, но мы всегда должны знать зачем герой это делает.

Нет темы и замысла

Персонажи не связаны тематически, а космическое приключение оказалось сном 10-летнего школьника.

В сценарии сталкиваются различные ценности, противоположные взгляды на жизнь - за счёт этого создаётся конфликт. Каждая сцена - это противостояние. Каждая сцена - доказывает или опровергает замысел автора.

Мы ищем в кино не только способ скоротать вечер, но и ответы на жизненные вопросы. Мы смотрим кино, чтобы перенять чужой опыт и стать лучше в реальной жизни. Для этого и используется тема и замысел.

Составьте список своих ценностей и рассказывайте о том, что важно для вас. Из замысла и тем - рождаются персонажи и сюжет.

Например, тема может быть: "отношение отцов и детей", а замысел: "осознавая, что наши желания и цели могут отличаться, мы можем найти ключ к взаимопониманию".

-3

Нет личной связи

Самый первичный и важный для меня фактор. От него на 30% зависит буду ли я рекомендовать сценарий. Если автор никак не связан с историей лично, то шансы дойти до экрана очень малы.

Поясню. Для того, чтобы писать про космос - не нужно быть космонавтом. Любой сценарий построен на человеческих отношениях. Если вы пишите про колонизацию Марса, то сколько угодно можно описывать новаторские технологии, строительство базы и т.д. Это вызовет эмоций не больше, чем газетная статья.

Но если вы рассказываете историю, о двух братьях, которые решили начать новую жизнь на другой планете, но не поделили, сначала родительскую любовь, а потом и землю. А дальше один задумал убить другого ради своей выгоды - это будет совсем другая история.

Когда мы наполняем личными эмоциями, переживаниями и болью наших героев и сюжеты - они оживают. Самый яркий пример этому - фильмы Pixar. Они пронизаны человечностью, эмоциями, внутренней болью.

Резкая эскалация конфликта и эмоций

Посреди сцены герой, который секунду назад угрожал захватить мир начинает резко плакать и раскаивается в плохом в монологе на три страницы (это не особенность характера). Крики и вопли персонажей в обычном разговоре.

Повышение голоса - это не конфликт.

Токсичность и депрессивный вайб

Сценарий пропитан ненавистью и злобой. Тут стоит признать, что этот пункт субъективный. Истории о зверских мучениях, похищениях и тд. Если в сюжете отчим - то он обязательно озабоченный насильник. Если герой попадает в приют, то обстановка там хуже, чем в тюрьме. В семье обязательно кто-то пьёт или ведёт аморальный образ жизни.

Может, это и правда жизни, но мне такое тяжело видеть в кино и читать. Да, это наш русский код, созданный литературными классиками, но я жду от фильмов светлых и позитивных эмоций. Когда фильм может взять тебя за руку и сказать: "да, случается много плохого, но если мы не будем отчаиваться и сдаваться, то всё у нас обязательно получится".

Автор: Сергей Литвинов.

В следующем году, на базе творческого объединения "29hrs", мы открываем небольшой сценарный курс, где будем делиться опытом и искать соавторов для своего продакшена.

Так же, мы оказываем услуги редактора и скрипт-доктора. До 31 декабря 2020 года, я бесплатно читаю и даю обратную связь на первые 10 страниц вашего сценария (полный метр или пилот). Можно присылать в директ наших групп в социальных сетях или мне в фейсбук с пометкой "редакторский разбор".

Так же читайте:

101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий

Секрет Третьего Акта

50 клише, которые следует избегать в сценариях

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.