В последние несколько недель я несколько раз наступал на грабли плохой логистики. И снова мне повезло, и снова логистика на костылях. Дальше можно не читать, если не интересуют подробности.
... полтора года назад я купил входную дверь в свой дом в магазине #царь дверей , был доволен и счастлив. Поэтому за межкомнатными дверями я с женой ринулся снова к ним, по пути заглянув конечно же в магазины конкурентов, но при прочих равных условиях чаша весов склонилась в сторону "знакомого зла".
Выбор, заказ и установка межкомнатных дверей это "ящик Пандоры", здесь столько подводных камней, что просто о них можно разбиться даже тем, кто прекрасно знает фарватер.
Камень 1: Не углубляясь в подробности скажу, что стоимость полотна двери ничего общего не имеет со стоимостью двери, которую вы нафантазировали в своём интерьере. Другими словами четыре полотна межкомнатных дверей в моём случае стоили 25 990 рублей, и это всего лишь 37,5% от суммы всего заказа. Ещё 7 720 рублей, или 11 % это фурнитура (ручки, защёлки, петли). Таким образом, остальные 51,5%, 35 640 рублей - это коробки, наличники и доборы. Признаюсь честно, я никогда не интересовался темой межкомнатных дверей и наивно полагал, что цена на дверь это само полотно с коробкой и минимальный комплект с доборами и фурнитурой. А так получается, что вы купили в автосалоне автомобиль без коробки передач и колёс...
Камень 2: Вам непременно предложат "своих" аффилированных установщиков дверей, которые делают очень хорошо. "А если двери будут ставить не наши, то гарантии на двери не будет". Удивительный шантаж, но пришлось согласиться. Хотя эти "наши монтажники" никакие не "наши", а просто левые бригады, которым менеджер за "откат" сливает заказы. Никаких договорных отношений с магазином у монтажников нет, и в случае некачественно произведенных работ ответственность скорее всего будет нести некому.
Хотя теперь, я понимаю: для принятия правильных решений нужно быть до конца объективным, и сворачивать дела, если что-то не нравится или идёт не так.
Итак, четыре межкомнатных двери мы заказали 7 ноября. Срок по договору - 60 дней, но т.к. для нас была принципиальна установка дверей до Нового года, мы готовы были уйти в другой магазин-салон, но менеджер нас уверила, сказав, что одна дверь в наличии на складе, а 3 другие привезут через неделю. Мы успокоились и внесли предоплату. По готовности дверей нам обещали позвонить и назначить дату монтажа. Минули 3 недели, никто не звонил. Поскольку была свежа в памяти история с логистикой дивана, я решил сам о себе напомнить и позвонил в конце ноября. Менеджер меня уверила, что волноваться не о чем и "на этой неделе" двери будут в Калуге, о чем она меня обещала оповестить. "Эта неделя" закончилась, никто не перезвонил...
... знаешь, в моей жизни очень много самых разных контрагентов, и опыт мне подсказывает, что хуже тех, кто не перезванивает на твой вызов, могут быть только те, кто обещает, что позвонит и не перезванивает. Это признак дурного тона. Даже, если тебе нечего сказать, нужно набраться сил, подобрать несколько слов и позвонить!
Наступила следующая неделя, звоню, снова обещания, что машина поедет и на этой неделе уж точно привезет мои двери, хотя я уже предложил сам их привезти из Москвы. "Наберитесь терпения, в пятницу я вам позвоню", - за что мне это? Я же не за это платил...
Пятница: дождался полудня, звоню проведать своего менеджера и свои двери:
-а, да ваши двери вроде бы приехали, но в базе их нет, сейчас я узнаю поточнее и вам перезвоню через пару минут.
Через 2 часа снова звоню.
-ох, я про вас забыла. Я позвонила туда, а там было занято, а потом я забыла. Я сейчас снова позвоню и перезвоню вам.
...
-- ваши двери приехали, всё, их оприходовали, можете оплачивать остальную часть.
-- могу, хоть сейчас приехать и оплатить, а вас попрошу назначить дату монтажа.
-- ой, вы знаете, у наших ребят всё расписано до нового года ... но я спрошу.
спросила, перезванивает:
-- я ваш монтаж записала на 28 декабря.
-- 28 декабря? мне это не подходит.
-- почему?
-- 28 декабря это накануне праздников, учитывая, что мои двери ехали с неопределенными сроками, то и 28 декабря может смело превратиться в 16 января. Мне 28 декабря не подходит. Нужно раньше.
-- Тогда я вам не могу ничем помочь...
Во время этого разговора мне хотелось грязно выругаться, но я держал себя в руках, накапливая негодование для этого чудо-опуса.
В воскресенье я через своих знакомых отделочников нашёл бригаду установщиков, они были готовы выехать на мои двери через 3 дня. Счастливый, я поехал в магазин доплатить остаток и оформить доставку.
— здравствуйте, я такой-то мне нужно оплатить остаток и оформить доставку на мои многострадальные двери.
— здравствуйте, а, да. Я вас помню. Сейчас, сейчас. Только сегодня вы сможете только оплатить. А спецификацию на забор со склада вам сделают завтра, вам завтра придётся приехать...
— Почему?
— это делает бухгалтерия, а сегодня у них выходной.
— ...
— двери вам, наверно, привезут только через неделю, доставка у нас только по средам и субботам и на ближайшие дни там всё забито.
— вы сейчас шутите чтоли?
— нет, на доставку нужно было заранее записываться?
— как заранее?? Вы мне две недели не могли сказать, когда приедут двери и как я должен был записаться на доставку заранее?
— ну от меня тут ничего не зависит. Так руководство распределяет машину. 2 раза в неделю доставка клиентам, а все остальные дни машина по фабрикам забирает двери.
— а вы не пробовали донести до руководства мысль, что одной машины вам мало?
— ... молчание.
Сказать, что я был зол, как чёрт, значит ничего не сказать. Я не понимал, что с фирмой произошло за эти полтора года? Или мне индивидуально так «повезло»? Или у меня какие-то завышенные требования? Но всё же логично, я плачу деньги и хочу планировать свою жизнь, но получается, что фирма, в которую я обратился не отвечает моим требованиям. Я понимаю, что #коронавирус повлиял на логистические процессы в стране, но нужно уже жить по другому, приспосабливаться, адаптироваться, других вариантов не будет.
В итоге на следующий день я на "условно своей газели" поехал в магазин за спецификацией, чтобы потом с ней поехать на другой конец города на склад за дверями.
Камень 3: В магазине я получаю спецификацию в 2 экземплярах и акт приёма-передачи в 2 экземплярах, который меня просят тут же в магазине подписать.
— как я его подпишу, если я ничего ещё не получил?
— ну вы же сейчас поедите на склад и получите.
— да, и там подпишу.
— нет, вы его подпишите здесь, чтобы потом туда-сюда не ездить.
— как я его подпишу, не видя, что получаю, если что-то не будет соответствовать акту?
— не волнуйтесь, всё там будет соответствовать. Ну если даже будут расхождения, вернётесь сюда, и мы с вами сделаем другой акт.
... уже и не помню, когда в прошлый раз я был в таком бешенстве, как в этот момент, меня уже начало потряхивать... и это я ещё не знал про сюрприз на складе.
На складе меня встретила розовощекая девушка-кладовщица, принимавшая фуру с товаром и одновременно отпускавшая заказы клиентам.
Бегло посмотрев мои спецификацию и акт, она вручила мне их назад со словами:
— а вы в курсе, что у вас в акте одно, а в спецификации другое?
— нет (смотрю, а она права). и что теперь делать?
— я не знаю, что вы будете делать. Решайте с магазином, как вас отгружать по акту или по спецификации?
Звоню в магазин:
— здравствуйте, я такой-то... (и объясняю проблему).
— да, да смотрю, да вижу, ой, наверно, Наталья вам акт не исправила. Отгружайтесь по спецификации. А акт я вам исправлю, вы потом заедьте в магазин, мы его переподпишем.
...Я снова испытал прилив ненависти и злобы...
— отгружаемся по спецификации, - говорю кладовщице.
Она командует грузчикам, они отбирают мой заказ и начинают грузить в нашу «как бы газель». При чем ребята делали это без какого-либо пиетета и трепета. Двери и без того в так себе упаковке они разве что не кидали. На мое замечание о том, что они могут поцарапаться, я получил взгляд, который восклицал: «мужик, я 100500 раз так делал, всё под контролем». Доборы, наличники и детали дверной коробки завернуты в стрейч-пленку, и с ними ребята тоже не церемонились, двигали по полу, без малейшей мысли о том, что что-то может поцарапаться. Возможно, для них почти 70 тыс. рублей это не такие уж и большие деньги, но для меня это внушительная сумма, которая с неба мне в руки не упала.
Финал отгрузки: кладовщица показала мне, что отгружено, всё посчитала, вроде бы всё соответствует спецификации, уходит на склад.
— я вам должен что-нибудь подписать?
— а что вы мне подпишите, у вас там всё неправильно...
У меня всё неправильно. По другому и не скажешь...
Двери привёз.
Как и договорились, установщики приехали в назначенный день. Приехали на двух машинах с кучей оборудования. Куча, извиняюсь, это не куча, а несколько систейнеров с инструментом и оснасткой (пилы, фрезы, кондуктора, приспособы, стойки, стол, пылесос и множество того, название чего я даже не знал). Систейнеры фирмы #festool это говорит о многом. Ребята первым делом осмотрели двери, доборы, коробки и фурнитуру.
Камень 4: На одной двери нашли явный заводской брак: покраска одного элемента была произведена по опилкам.
Я решил ничего с этим не делать, хотя неприятно. Конечно, надо было бы на складе вскрыть все двери и посмотреть. Но осмотреть двери на холодном складе в условиях недостаточной освещенности практически невозможно.
Камень 5: Второе замечание, которое необходимо было устранять здесь и сейчас это петли.
... еще до заказа дверей, я решил изучить тему установки межкомнатных дверей узнавал. Тогда и понял, что сам хорошо это сделать не смогу, поэтому решил искать инсталляторов. Более всего меня на эту мысль натолкнуло обстоятельство необходимости использования разных шин, кондукторов и фрез для запилов под петли и замки.
Но в магазине "Царь дверей" менеджер меня убедила, что "их монтажники" делают круто без всяких там запилов на "петлях-бабочках".
Однако, мои инсталляторы сказали, что для моих тяжёлых дверей бабочки с толщиной металла 2,5 мм категорически не подходят даже, если поставить по 3 петли на дверь.
Пришлось метнуться мухой за петлями универсальными с толщиной металла 3 мм фирмы Apecs
Благо, ребята мне подсказали, где в нашем городе они есть в наличии, поэтому через час я уже доставил нужные петли, и работа закипела.
Фурнитуру #palidore решили оставить.
Вопреки ожиданиям моей семьи в первый день работы ребята не установили ни одной двери. Я такой результат предвидел.
На нулевом этапе они выгрузили весь свой инструмент и занесли его в дом.
По инструменту я могу многое сказать о мастерах.
Инструмент марок #festool #hilti у кого попало не встречается, и как минимум внушает доверие.
В первый день они сделали всю фрезеровку на всех дверях и коробках.
Во второй день мастера установили дверные коробки и поставили двери.
В третий день сделали все доборы и наличники, установили фурнитуру.
Что сказать? я не нашёл к чему можно придраться в их монтаже. При этом ребята обратили моё внимание сами на небольшие недочеты (которые неискушенным взглядом не видны). Рассказали о специфике размеров профилей наличников, которые сделаны таким образом, что установить с запилом под 45 градусов не представляется возможным, поэтому пришлось пилить и ставить под 90 градусов.
Так же мне был выдан перечень рекомендаций, как ухаживать за моими дверями:
1. желательно по одному из кусочков доборов в автомагазине заколеровать баночку краски, которой спустя 2-3 недели после установки подкрасить стыки, где могут со временем образоваться зазоры, ну или места, где дети могут неаккуратно поцарапать двери.
2. крайне нежелательно делать быстро отделку сразу во всех комнатах (грунтование, шпатлевание, покраску, поклейку обоев), т.е. процессы связанные со влагой, т.к. двери "бумажные", могут набрать влагу и их начнёт пучить.
3. для ухода за дверями (мытьё) химию подобрать опять же на кусочке от добора, чтобы убедиться, что химия не является агрессивной и не вредит эмали.
Сколько стоит установка дверей? Установка 4 дверей мне обошлась в 18 тысяч рублей (заплатил я 19 тыс., т.к. когда я вижу ответственное и уважительное отношение к работе, я всегда плачу больше). Много это или мало? Мне кажется, не очень много, учитывая, что ребята фактически самозанятые, используют свой инструмент, свои расходники, свой транспорт, зарабатывая условно 3000 рублей в день на человека «грязными».
На этом можно было бы и закончить, но я вернусь в начало статьи.
Наверно, если бы я согласился на установщиков от магазина, то в канун нового года или остался бы под неприятным впечатлением не только от работы самого магазина, но и от установщиков. Ну а чего ожидать от установщиков, у которых представление о правильном монтаже (хоть бы даже фрезеровка) не совпадает с представлениями заказчика. Ну и не факт, что двери бы мне в этом году ещё установили с подобной провальной организацией процессов.
Не знаю, вернусь ли я теперь в магазин «Царь дверей», но теперь совершенно точно знаю, кто мне будет ставить двери на втором этаже.
Если статья была полезной, поделись ею с друзьями, и мир станет немножечко лучше.