Найти тему
С Богом по жизни

Как ладить с окружающими?

Оглавление

В статье “НЕ СУДИТЕ” мы начали изучать Мф. 7:1-12 — стихи, которые учат (среди прочего), как ладить с окружающими. Из нашего текста я пообещал извлечь шесть принципов взаимоотношений — шесть самых главных правил, как жить в ладу с другими людьми. Первый принцип был взят из стихов 1 и 2: “Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить”. Из этих стихов мы вывели первое правило достижения мира с людьми: “Мы должны перестать осуждать людей”. Говоря об этом принципе, я высказал мысль, что Иисус резко критиковал, по меньшей мере, пять распространенных видов осуждения, когда мы...

• позволяем воспитанию, предубеждениям и предпочтениям влиять на наше суждение;

• судим поспешно, не имея всех фактов или не зная всех обстоятельств;

• высказывая суждение о человеке, пытаемся дать свою оценку его мотивам;

• поступки других представляем в наихудшем, а не в наилучшем свете;

• высказываем ядовитые, желчные и чрезмерно критичные суждения — вместо того чтобы сгладить их милостью и любовью.

Эти недостатки свойственны всем. Вы, наверняка, знаете кое-кого, кто повинен в совершении всех этих ошибок, а?

Я хочу извиниться за такой вопрос. Это была ловушка. Если вы кого-то сразу вспомнили, то, возможно, он вами уже осужден. Самое малое, по моей вине вы Мф. 7:1, 2 отнесли к кому-то, а не к себе. Я сделал это намеренно, чтобы познакомить вас со вторым правилом умения ладить с окружающими.

ПРЕЖДЕ ВСЕГО МЫ ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (ст. 3-5)

Когда бывает нужно что-то изменить, мы неизменно предпочитаем смотреть на других, а не на себя. Иисус понимал это. Он сказал:

«И что ты смотришь на щепку в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: “Дай, я выну щепку из глаза твоего”, а вот, в твоем глазу бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть щепку из глаза брата твоего» (ст. 3-5).

В этих стихах ощущается юмор. Иисус не рассказывал шуток, но чувство юмора было Ему не чуждо: попытайтесь представить себе человека с торчащим из его глаза внушительным бревном, который и так и сяк поворачивается, чтобы разглядеть щепку в глазу другого. А окружающие пытаются увернуться от огромного бревна, которое угрожающе раскачивается из стороны в сторону. Иисус хотел, чтобы мы поняли, что смешно пытаться судить других, если мы сами находимся, возможно, в еще худшем положении, чем те, кого мы судим.

Христос, возможно, имел в виду лицемерие книжников и фарисеев, но истины этих стихов изобличают и нас. Как легко видеть недостатки других, игнорируя при этом свои собственные! Помните историю царя Давида, который совершил прелюбодеяние с Вирсавией и отправил на верную смерть ее мужа (2 Цар. 11)? Нафан рассказал Давиду притчу о богаче, который отобрал и зарезал у бедняка овечку. Давид уже было рванулся расправиться с обидчиком, но Нафан сказал: “Ты — тот человек” (2 Цар. 12:1—7). После этого Давид оставил мысль о расправе и был готов к молитвам (2 Цар. 12:13; Пс. 50; 31).

В вопросе о том, как ладить с другими людьми, Иисус хочет, чтобы мы прежде всего исследовали, что нам нужно изменить в себе.

Кстати, первая часть стиха 3 может добавить еще один пункт к списку тех видов осуждения, которые Иисус порицал. Греческое слово блепо, переведенное, “смотришь”, означает “исследовать, внимательно рассматривать вблизи”. Соринку трудно увидеть. Если вам говорят: “У меня соринка в глазу”, то увидеть ее вы, скорее всего, сможете только при соответствующем освещении и подойдя вплотную. Можно добавить эту довольно распространенную черту к списку дурных привычек критиковать других:

• выискивание в людях только самого худшего; скрупулезный анализ каждого слова и действия, чтобы потом их раскритиковать.

Именно такое отношение к Иисусу было у книжников и фарисеев.

Многие толкователи и некоторые переводчики считают, что Христос использовал образы “щепки” и “бревна” потому, что и то и другое имеет одинаковую структуру. Щепка очень маленькая, а бревно огромное, но все это — дерево.

Одинаковая субстанция щепки и бревна наталкивает на некоторые интересные мысли. Доказано, что нам свойственно резко отрицательно относиться как раз к тем недостаткам других, какие есть у нас самих. Психологи называют такое свойство “проекцией”: это когда мы проецируем на жизнь других то, что видим в собственной жизни. (То есть у нас есть склонность считать, что все такие же, как и мы). Кроме того, наши грехи обычно кажутся нам не такими страшными, как те же грехи в других людях. Бертран Рассел проиллюстрировал это на примере нашего отношения к ситуациям: “Я настойчивый; ты упрямый; он негибкий. Я пересмотрел; ты передумал; он не сдержал слова”. Если вам нужен пример из Библии, вспомните историю Иуды и его невестки Фамари. Когда Иуда узнал, что Фамарь “впала в блуд” и “беременна”, то готов был ее убить (Быт. 38:24); но когда Фамарь доказала, что отцом ребенка является Иуда, вопрос о казни тут же отпал (Быт. 38:25, 26).

Если пример с деревянными предметами Христос привел не случайно, тогда перед нами возникает абсурдная ситуация, когда человек, совершивший грех величиной с бревно, смотрит свысока на того, кто совершил такой же грех, но величиной со щепку. Павел писал о подобном несоответствии в Рим. 2:1-3:

«Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что по истине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божьего, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?»

Как Иисус охарактеризовал поступающих таким образом? В первой части Мф. 7:5 Иисус без обиняков сказал: “Лицемер!” Критика сверх меры делает нас лицемерами. Если мы постоянно критикуем других, то этим как бы говорим, что наша репутация безупречна, что наша жизнь правильна — а иначе мы не имели бы права судить. И в то же время из наших глаз торчат целые фонарные столбы.

Повторяю, любой суд начинайте с себя. Иисус сказал: “Вынь прежде бревно из твоего глаза”. Легко говорить о грехах других; трудно признаться в собственных грехах. Павел часто говорил о самоанализе: “Испытывайте самих себя... самих себя исследуйте” (2 Кор. 13:5); “Да испытывает же себя человек...”; “Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы” (1 Кор. 11:28, 31). Особенно соответствует теме Рим. 14:13. В переводе Филлипса на современный английский язык он звучит приблизительно так: “Давайте перестанем критиковать друг друга. А если так уж надо критиковать, то давайте критиковать свое собственное поведение, следя за тем, чтобы не сделать ничего такого, из-за чего бы брат наш споткнулся или упал”.

От какого же греха/бревна нужно избавляться? От всякого греха — но в данном контексте мы говорим о грехе осуждения других.

Но и при самоанализе требуется известная доля здравого смысла. Мы не говорим о болезненно навязчивых переживаниях по поводу личных неудач и недостатков. И все же, если мы хотим жить в ладу с другими, мы прежде всего должны сделать необходимые изменения в собственной жизни. Если мы начнем с себя, то нам меньше захочется судить других.

На этом можно было бы отложить стихи 3-5, так как мы раскрыли их основной смысл. Однако в конце этого раздела высказывается чудесная истина, и я хочу ее подчеркнуть.

МЫ ДОЛЖНЫ ПОМОГАТЬ ДРУГИМ В ДУХЕ СМИРЕНИЯ И СОЧУВСТВИЯ (ст. 5)

Если мы действительно любим человека и видим грех в его жизни, то постараемся помочь ему избавиться от этого греха. Это подразумевается в последней части стиха 5: велев каждому прежде вынуть бревно из своего глаза, Иисус добавил: “и тогда увидишь, как вынуть щепку из глаза брата твоего”. Иисус сказал, что в первую очередь мы должны работать над собственными грехами, но Он не настраивал на то, чтобы мы не помогали брату преодолеть его грехи, если уже навели порядок в своей жизни.

Многие стихи учат, что нужно помочь брату искоренить грех из его сердца и жизни:

«Братья! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собой, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:1, 2).
«Братья! Если кто из вас уклонится от истины и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу его от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:19, 20).

Пример Иисуса со щепкой в глазу в Мф. 7:3-5 подчеркивает нужду в помощи: глаз человека очень чувствителен. Даже крохотная соринка становится нешуточной проблемой. Если у вас есть дети, то вы наверняка слышали муку в голосе, когда кто-то из них кричал: “Мне что-то попало в глаз!”

Этот пример указывает также на то, как нужно помогать. Если мне что-то попало в глаз, а вы вызвались помочь, то я хочу от вас максимальной осторожности и сочувствия. Такую же чуткость нам нужно проявлять и в наших отношениях с другими людьми. Павел говорил: “исправляйте такового в духе кротости” (Гал. 6:1).

Все мы грешники в присутствии святого Бога, перед которым однажды будем держать ответ. Каждому нужна духовная помощь, поэтому давайте помогать друг другу — но делать это будем с любовью и состраданием.

МЫ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ РАЗБИРАТЬСЯ В РАЗЛИЧИЯХ И ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ (ст. 6)

Мы подошли к стиху о “псах” и “свиньях” (ст. 6). И вот загадка: кажется, что этот стих противоречит предыдущим словам Иисуса. Мы что, должны обзывать всех вокруг “свиньями” и “псами”? Думаю, Христос вставил это предложение для равновесия: мы не должны быть лицемерами и мелочными придирами, но нельзя быть и легковерными. Бог наделил нас здравым смыслом и надеется, что мы будем им руководствоваться в отношениях с людьми. Мы не должны быть черствыми и критиканствующими, но мы также не можем быть беспечными и доверчивыми.

Если бы Иисус дал нам только стихи 1-5, то мы остались бы незащищенными, боялись бы высказывать любые суждения, чтобы ненароком не ошибиться в своей оценке и не обратить гнев Божий на свою голову. Однако в стихе 6 Он указывает, что некоторые суждения о других мы все-таки должны иметь. И иллюстрирует этот факт на образе собак и свиней: “Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас”.

Прежде чем обсуждать смысл слов Иисуса, мы должны разобраться в природе собак и свиней, особенно в то время. И те и другие по закону Моисея считались нечистыми животными. Читая слово “псы”, представляйте себе не избалованных домашних любимцев, а стаи одичавших шелудивых псов, роющихся в отбросах. Слово “пес” иногда встречается в Библии в качестве метафоры по отношению к грешнику (Мф. 15:26; Фил. 3:2; Отк. 22:15). Свинья у иудеев была олицетворением нечистоты. Поэтому большинство свиней (если не все) в Палестине были дикими.

Последний факт многие толкователи упускают из виду. Работая над стихом 6, они утверждают, что слова “чтобы они... обратившись, не растерзали вас” относятся к собакам, а не к свиньям. Тем самым они демонстрируют свое незнание этих животных. Им никогда не приходилось приближаться к свиноматке, которая может оставить вас без ноги, если ей покажется, что вы слишком близко подошли к ее поросятам. Они не знают, как злобны дикие свиньи, сравнимые в этом отношении с самыми опасными животными.

Взгляните еще раз на стих 6 в свете того, что вы узнали о собаках и свиньях. Иисус вновь наглядно показывает нам, что такое нелепость. Сначала Он говорит нам “не давать святыни псам”. Дворняжке не оценить того, что свято, священно. Некоторые думают, что в этом стихе подразумевается такое немыслимое дело, чтобы священник взял мясо с жертвенника и бросил его стае собак. Такого никогда, никогда, никогда не было. Любая оставшаяся часть туши обязательно сжигалась (Лев. 6:24-30; 7:17).

Затем Иисус предупреждает нас: “не бросайте жемчуга вашего перед свиньями”. Как псы не могут оценить того, что свято, так и свиньи никогда не оценят жемчуга. Как только они поймут, что жемчуг несъедобен (может быть, даже сломав зуб при попытке раскусить жемчужину), они и в самом деле могут “обратившись... растерзать вас”. Я вспоминаю далекие дни, когда мне приходилось вставать на рассвете, чтобы накормить свиней. Услышав, что я размешиваю корм в старом металлическом ведре, они начинали неистовствовать. Когда я подходил к их кормушке, они начинали визжать и лезть друг через друга. Нелегко было вылить корм в корыто, в котором неизменно уже сидело как минимум три-четыре голодных свиньи. Смею заверить вас, что если бы в кормушку вместо смеси грубо смолотого зерна с молоком я насыпал жемчуг, то как только свиньи обнаружили бы подлог, мне бы оставалось только молиться о том, чтобы загородка была крепкой!

Теперь нужно спросить: кто такие “псы” и “свиньи”, о которых говорит Иисус? На этот вопрос лучше всего ответить вопросом: а что такое “святыня” и “жемчуг”? “Драгоценной жемчужиной” (Мф. 13:45, 46) Иисус называл царство небесное (церковь). Учение о царстве (церкви) называется “евангелием” (благой вестью) (см. Мф. 4:23; 9:35; 24:14). Слово Божье свято (Рим. 1:2; 2 Пет. 2:21), и об этом святом учении говорится как о “сокровище” (2 Кор. 4:7).

Принимая все эти истины во внимание, большинство толкователей считает, что Христос предупреждал о том, чтобы не давать Слова людям, не способным оценить духовное: тем, которые постоянно отвергают истину, которые в Тит. 1:15 названы “оскверненными и неверными”, у которых “осквернены и ум их и совесть”. Возможно, Иисус имел в виду книжников и фарисеев, отказавшихся принимать Его слова.

Некоторые комментаторы возражают против такого толкования стиха 6, но я считаю, что это самое простое объяснение этого отрывка и что оно согласуется с другими местами Писания. Давая “малое поручение” Своим ученикам, Иисус говорил, чтобы они, если их не примут, отряхнули пыль со своих ног и шли дальше (Мф. 10:13, 14). Всякий раз, когда иудеи отвергали весть Павла, он обращался к язычникам (Деян. 13:44-51; 18:5, 6; 19:9; 28:17-28).

Вынести такое суждение трудно. У нас нет права решать заранее, что кто-то “пес” или “свинья”. Любовь всегда верит в лучшее, и мы должны давать возможность каждому услышать евангелие (Мф. 28:18-20; Мк. 16:15, 16). С другой стороны, если мы постоянно пытаемся учить кого-то, а он нас постоянно отвергает, то в какой-то момент здравый рассудок (и принцип хорошего домоправителя нашего времени) скажет: “Перестань бросать жемчуг перед свиньями и иди учить кого-нибудь другого”.

Примеры Иисуса в 7:1-12 ясно говорят, что нам придется иметь дело с разными людьми и что нужно научиться соответственным образом вести себя с ними. Есть страдающие люди с соринкой в глазу — люди, заслуживающие нашей любви и внимания. А есть свиньи и псы, которым мы никогда не сможем помочь. Они будут сопротивляться любой нашей попытке приблизиться к ним. Их будет интересовать только, как бы разорвать нас на куски. Самое лучшее, что мы можем сделать с такими людьми, — это оставить их в покое.

Вспомните, с какой нежностью отнесся Иисус к женщине, омывшей Его ноги слезами (Лк. 7:36-50), и к женщине, взятой в прелюбодеянии (Ин. 8:2-11). Сопоставьте это с Его резким осуждением черствости книжников и фарисеев в Мф. 23. Он вновь и вновь повторял: “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры” (ст. 13, 14, 15, 23, 25, 27, 29).

Христос не призывал отстреливать псов и свиней. Он просто говорил оставить их в покое: не давать им святыни, не бросать им жемчуга. Здесь уместно вспомнить наставление Павла: “Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми” (Рим. 12:18).

МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОЛНОЙ РЕШИМОСТИ ПОЛАГАТЬСЯ НА БОГА (ст. 7-11)

Это подводит нас к замечательному отрывку о силе молитвы: стихам 7-11. Я не стану их подробно рассматривать в этой статье. Моя цель — показать, как этот отрывок согласуется с контекстом обсуждаемой темы: как ладить с окружающими.

Из текста мы узнали, что нельзя осуждать, что нужно быть милостивыми и добрыми. В то же время мы отметили, что нельзя быть легковерными; мы должны знать, когда следует отряхнуть пыль со своих ног. Такое решение трудно принять. Как избежать жесткости, когда нужно быть мягким, или мягкости, когда нужно быть жестким? Ответ кроется в стихах 7-11. Нужно положиться на Бога:

«Просите — и дано будет вам; ищите — и найдете; стучите — и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него».

Какие замечательные стихи! Бог отвечает на молитву! Как любящий отец отвечает на нужды и просьбы своего ребенка, так и Бог отвечает нам.

С нашей темой эти стихи связаны несколькими моментами. Например, Бог милостив к нам, и это подразумевает, что и мы должны быть милостивыми к другим. Здесь особо подчеркивается, что мы можем обратиться к Богу со своими проблемами — в данном случае это проблема, как вести себя с другими. В этом отношении наставление этих стихов подобно наставлению, которое мы находим в Иак.1:5: “Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога”.

Стих 11 говорит, что Бог “даст блага просящим у Него”. Кто-то может сказать: “Было бы благом иметь дом попросторней... или машину получше... или зарплату повыше” — но что на самом деле есть “благо”? Разве не духовные дары? Среди них может быть и умение рассуждать: способность знать, как вести себя с разными людьми. Если вы действительно хотите жить в ладу с людьми, если взаимоотношения с ними для вас важны, тогда вы много времени проведете в молитве.

МЫ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ В СООТВЕТСТВИИ С “ЗОЛОТЫМ ПРАВИЛОМ” (ст. 12)

Наконец, мы подошли к стиху 12. Этот стих называют кульминацией Нагорной проповеди. И уж наверняка он является кульминацией наставления о том, как жить в мире с людьми. Стих начинается словами: “Итак, во всем...” В определенном смысле он подводит итог всему, что было сказано в проповеди о человеческих взаимоотношениях — с братом или чужаком, с другом или врагом. В частности, он суммирует все, что мы узнали из 7:1-11 о том, как ладить с людьми: “Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки”. Обычно мы формулируем это так: “Поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы они поступали с вами”. Это, наверное, самое известное высказывание Иисуса. Почти все люди восхищаются этими словами — даже те, кто не соблюдает это правило в своей жизни.

До Иисуса многие формулировали принцип стиха 12 в отрицательной форме: “Не поступайте с другими так, как не хотите, чтобы они поступали с вами”. Среди тех, кто так говорил, можно назвать Сократа, Аристотеля, Гиллеля (известного иудейского учителя), Конфуция и Будду. Но Иисус первым высказал его в утвердительной форме: “Поступайте...”

Между отрицательным и утвердительным подходами громадная разница — гораздо больше, нежели простое употребление или исключение частицы “не”. Первое было, по большому счету, просто самозащитой, второе же является самоотречением. Первое можно исполнить, ничего не делая, второе же — лишь творя добро. Чтобы принять философию отрицания, не обязательно даже быть верующим, так как это естественный взгляд на жизнь, однако второй подход — основа чистой религии (ст. 12). Последнюю строчку Филлипс переводит так: “это суть всей истинной религии”.

Этот стих стоит в конце наставления, потому что подводит итог сказанному выше; но он здесь еще и потому, что провозглашает принцип, охватывающий все бесконечное множество ситуаций, которые возникают в человеческих взаимоотношениях. Положим, у вас была бы книга, в которой разбираются все мыслимые проблемы отношений между людьми. Представляете, какой она была бы огромной? Теперь представьте, что в отношениях между вами и кем-то возникает проблема. Вы начинаете лихорадочно листать книгу, чтобы найти выход из сложившейся ситуации. И где-то через час вы находите нужный ответ — но человек уже ушел. Так вот, вместо того чтобы давать вам такую книгу, Иисус, по сути, сказал: “Вот как поступайте в любой ситуации: спросите себя: «А что если бы все было наоборот? Как бы я хотел, чтобы отнеслись ко мне?» Так и поступите с вашим оппонентом”.

Как просто и как глубоко! Можете себе представить, каким бы был мир, если бы все жили по этому принципу? Если бы все дела решались по этому принципу? Если бы каждый на своем рабочем месте относился к своим сотрудникам так, как он хотел бы, чтобы относились к нему? Если бы все организации соблюдали этот принцип? Если бы в каждом доме, в каждом учебном заведении, в каждой стране, в каждой общине люди всегда относились к другим так, как они хотели бы, чтобы относились к ним?

Позвольте мне в последний раз отвлечься и сказать, что Господь хочет от нас здравого смысла. Мф. 7:12 предполагает, что, ставя себя на место другого человека, мы будем достаточно добропорядочны, чтобы не пожелать ничего плохого, и достаточно мудры, чтобы не пожелать ничего глупого. А иначе пьяница может рассуждать так: “Я хочу, чтобы люди давали мне выпить, поэтому я буду делать другим то, что хочу, чтобы они делали мне, — давать каждому по бутылке горькой”. Говоря о себе, я бы мог рассуждать так: “Я люблю печенку с луком и поэтому в следующий раз, когда буду готовить обед, поджарю для жены печенку с луком” — несмотря на то, что она ее терпеть не может.

Думаю, большинство из нас понимает, о чем говорит “золотое правило”. Этот стих указывает на общие истины, которые применимы ко всем людям. Мы все хотим, чтобы к нам проявляли доброту и сочувствие, поэтому и к другим мы должны относится так же. Нам нравится, когда нас ценят, поэтому и мы должны ценить других. Мы хотим, чтобы другие видели в нас и в наших поступках лучшее, поэтому и сами должны в других видеть то же. Этот список можно продолжить: мы хотим, чтобы другие старались нас понять, чтобы покрывали наши глупые промахи покровом доброты, чтобы прощали нас — так давайте “поступать с другими” так, как нам хотелось бы, чтобы они поступали с нами.

Ну разве не здорово было бы, если бы мы жили в таком мире, где все вот так относились бы друг к другу! Разве было бы не замечательно, если бы мы сами вот так относились ко всем!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Говорят, что Ганди в молодости высоко ценил христианство и в частности — великие истины Нагорной проповеди, включая “золотое правило”. Когда же его спрашивали, почему он не христианин, то он с горестью отвечал, что не встречал ни одного христианина, живущего по этим принципам. А я живу по тем принципам, которые мы изучили? А вы?

За Мф. 7:1-12 следуют знакомые слова:

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (ст. 13, 14).

Неужели с моей стороны будет слишком дерзко предположить, что ворота настолько тесны, что могут пропустить лишь тех,

• кто не судит других? 
• кто в первую очередь старается сделать необходимые изменения в собственной жизни? 
• кто помогает другим в духе смирения и сочувствия? 
• кто научился разбираться в различиях и преодолевать трудности? 
• кто полон решимости полагаться на Бога? 
• кто живет в соответствии с золотым правилом?

Да, я знаю, что Мф. 7:13, 14 не следует ограничивать только человеческими отношениями, но в этих стихах, несомненно, говорится и об этом. Ах, как важно научиться ладить с другими людьми!

Случалось ли вам поступать с людьми не так, как следовало? У меня такое бывало. Разве не прекрасно осознавать, что Бог по Своей благодати простит нам эти недостатки — если мы покаемся и твердо решим в будущем поступать лучше? Первое правило, сформулированное в этой проповеди, состоит в том, что прежде всего мы должны подумать о необходимых изменениях в собственной жизни. Сейчас самое время вглядеться в себя.

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)