Найти тему
Оружие и техника

5 фактов о штрафных батальонах СССР

Кто там служил?

Штрафниками становились военнослужащие совершившие уголовные преступления или нарушившие воинскую дисциплину. Кроме того, суд мог направить в штрафбат гражданских, совершивших нетяжкое преступление или преступление средней тяжести.

Кадр из фильма Штрафбат. Вопреки распространенному мнению, штрафники не были плохо оснащенными оборванцами. Ввиду действия на наиболее сложных участках боев, зачастую штрафники оснащались даже лучше, нежели обычные части.
Кадр из фильма Штрафбат. Вопреки распространенному мнению, штрафники не были плохо оснащенными оборванцами. Ввиду действия на наиболее сложных участках боев, зачастую штрафники оснащались даже лучше, нежели обычные части.

А вот лица совершившие тяжкие или государственные преступления штрафниками стать не могли.

Вопреки распространенному мнению, из тюрем в штрафные роты и батальоны людей не призывали- они должны были отбыть свой срок в местах лишения свободы. По истечению срока они призывались в армию на общих основаниях.

Кроме самих штрафников, в каждом подобном подразделении был постоянный штат: штабные работники, политработники, командиры занимавшие должность от командира взвода и выше.

Самое интересное, что служащие из постоянного штата штрафных подразделений имели ряд льгот и большую зарплату нежели военнослужащие, занимавшие аналогичные должности в обычных подразделениях.

Срок службы

Максимальный срок службы в штрафном подразделении - 3 месяца. А вообще туда могли отправить на 1, 2 или 3 месяца. После его окончания военнослужащий возвращался в свою прошлую часть. При этом он восстанавливался в звании и ему возвращались боевые награды.

Если к службе в штрафном подразделении приговаривался гражданский, то после окончания срока он призывался вновь на общих основаниях.

Досрочно окончить службу можно было за особые заслуги или из-за получения ранения любой степени тяжести.

Типы подразделений

Всего в СССР было 3 типа штрафных подразделений:

  • Роты со штатом в 200 человек;
  • Батальоны - 800 человек;
  • Эскадрильи для летчиков.

В эскадрильях штрафники служили не по сроку, а по количеству боевых вылетов. Правда, штрафные эскадрильи особого распространения не получили и, в основном, провинившихся летчиков отправляли отбывать наказание в ротах или батальонах.

Численность штрафников

С момента появления первой штрафной роты25 июля 1942 года и до окончания войны через штрафные подразделения прошло 427 910 человек. Для сравнения: в целом через РККА прошло 34 476 700 человек.

Потери

Ввиду того, что штрафные подразделения зачастую оказывались на острие атаки или на наиболее сложных участках при обороне, то и потери там были куда выше, нежели в обычных частях.

К примеру, во время наступательных операций 1944 года потери в штрафных подразделениях в 6 раз превышал общие потери.

Опять таки, ввиду специфики применения штрафных частей, штрафники намного чаще удостаивались наград за проявленное мужество и героизм.

Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Спасибо!