Третья часть знаменитой комедийной трилогии Александра Рогожкина, вышедшая в 2000-м году, хорошо известна, но не так высоко ценится, как первая и вторая. А между тем, если она и уступает им в художественной ценности, то не сильно.
На этот раз все начинается сразу на заснеженном кордоне. Егерь Кузьмич сочиняет историю о путешествии легендарного китайского охотника в Россию, милиционер Семенов рисует к этой истории иллюстрации и невольно становится первым критиком кузьмичевского творчества. Внезапно на кордон приезжает проверка. А потом еще одна. Причем, если первая проверка – «правильная», свои мужики, не прочь и в баньке попариться, и выпить, то второй руководит Ольга Маслюк (Ирина Основина) – очень принципиальная (а еще – очень крупная и богатырской силы) дама с убеждениями идейного эколога. Ярая противница охоты, выпивки и вообще всего того, что уважают герои данной франшизы. К счастью, помощник у нее только один: Пятаков (Андрей Федорцов) – неопытный и слабохарактерный, втайне так и мечтающий улизнуть из-под бдительного ока начальницы. А значит, у Кузьмича есть шансы избавиться от этой ходячей «занозы».
Что же делать с проверяющими, особенно такими строгими? Придется показать им свои угодья. Вот тут-то и пойдет дичь, но не та, которую стреляют, а та, что происходит со странными людьми в экстремальной обстановке зимней русской природы. Ну а дальше, для повышения (во всех смыслах) градуса повествования, подтянутся и старые знакомые – генерал Михалыч с друзьями. И куда только не занесет находчивых «охотников» страсть к национальному отдыху…
Фильм получился столь же веселым, как и два предыдущих. Безумно-авантюрная атмосфера происходящего резко контрастирует с суровой природой – но нашему человеку не помешают развлекаться ни вьюга, ни темнота вечернего зимнего леса… ни, увы, здравый смысл.
Кузьмич снова увлечен восточной философией, генерал Михалыч все так же может с полным правом называться генералом Очевидность, а Лева Соловейчик полон безумных идей относительно способов ловли зверя и птицы. Что до новых персонажей, то суровая и прогрессивно мыслящая инспектор Маслюк долгое время является достойным антагонистом мужской компании раздолбаев – пока не уступает обаянию генерала. Федорцов, как и почти всегда, играет недотепистого «подкаблучника» (самое забавное, что при такой внешности и амплуа, в жизни, как видно из интервью, он человек очень серьезный, волевой и даже слегка мрачновато-занудный). Кстати, о ротации кадров между «ментовскими» сериалами и «Особенностями…»: еще одного, «своего» проверяющего Курцова сыграл Юрий Кузнецов – «Мухомор» Петренко из «Улиц разбитых фонарей» (а еще – Немец из балабановского «Брата»).
Да, и одна из главных традиций «Особенностей…» соблюдена – от всех странных инициатив горе-охотников, как всегда, ни один зверь или птица не пострадали. Товарищ Маслюк зря переживала – при таком количестве выпитого Кузьмич сотоварищи представляли опасность только для самих себя.
Так что фильм не то, чтобы отличается от двух предыдущих – все то же самое. Русские мужики веселятся на природе, пьют водку, философствуют, ну и, конечно, пытаются охотится и рыбачить, неизменно попадая в дурацкие ситуации. Все это очень атмосферно и уморительно смешно. Мощный актерский состав по-прежнему на месте, а в плане визуального ряда третья картина даже более продумана, чем вторая, хотя до оригинала с презабавнейшими «историческими» вставками ей далеко.
За что же невзлюбил зритель «Особенности национальной охоты в зимний период»? Одна из причин – какая-то странная незаконченность фильма. Посмотрев его, я подумал – а ведь так можно было продолжать до бесконечности! Зима долгая, туристов и чиновников с проверками будет еще много… Такое ощущение, что передо мной начало сериала. Зашел на КиноПоиск – и точно: оказывается, картина эта изначально и должна была стать пилотной серией. Но потом запускать сериал передумали, а из «пилота» сделали полнометражку (оттого-то она и короткая такая). Угадал. Сначала даже жалко стало, что сериала не вышло, но потом подумал – получился бы из этого очередной заурядный ситком, ибо долго поддерживать высокий, кинематографический уровень качества у создателей проекта вряд ли получилось бы. Телешоу – не кино, там стандарты пониже… Так что, может это и к лучшему?
Но все же незаконченности, отсутствия концепции в фильме это не отменяет. В первом была четкая задача – показать «русский отдых» глазами чужестранца. Во втором с сюжетом уже было плоховато, но все же он прослеживался – невольный заграничный «вояж» и последующий квест по возвращению водки, плюс еще слабо связанные с этим похождения прокурора. А тут все как-то смазано.
Также исчез критический взгляд на досуг главных героев. Правда, исчез он давно, еще во второй части. Если в «Особенностях национальной охоты» глазами Райво развлечения наших соотечественников мы видели, как нелепое и бессмысленное саморазрушение, то уже в «…рыбалке» умеренно-негативное отношение создателей фильма к пьянству сменилось едва ли не романтизацией этого «увлечения». И в третьем фильме это усугубилось – здесь, конечно, показаны муки Пятакова от похмелья, но в целом прослеживается логика – «не пьет – не свой». Впрочем, надо сказать, Рогожкин все взял из реальности, ничего не придумал и не приукрасил – многие, очень многие ведут такой образ жизни и логики подобной придерживаются. Оценочные суждения и мораль – другой вопрос: у нас здесь все-таки комедия, а не социальная драма.
Ну, лично у меня еще претензии к ушедшей в землю машине. Нет, я понимаю, в предыдущих частях тоже был «магический реализм»: йети там, русалки, в новогоднем спин-оффе даже ангела показали, но все-таки почва – не трясина, а кабаны – не слоны. Ну что вам стоило ограничится вдавленной крышей?
Но, несмотря на все эти недостатки, «Особенности национальной охоты в зимний период» ненамного хуже культовой первой части, и уж точно не хуже «…рыбалки». Это веселая и бесшабашная комедия с харизматичными героями, фирменным охотничьим юмором и небольшой примесью чисто русской лиричной грусти.
Увы, на этом фильме, можно сказать, серия практически закончилась. Далее, в 2003-м вышло очень странное то ли продолжение, то спин-офф «Особенности национальной политики» – наивная и вымученная попытка сделать легкую комедию на тяжелую тему. Смотреть ее стоит, только если очень соскучились по любимым актерам – оригинальный ансамбль франшизы там почти весь, кроме разве что Хаапсало, вдобавок затащили модного на тот момент Хабенского (дав ему довольно дурацкую роль) да еще и звезд «Ментов» – Трухина и Половцева. На предвыборную тематику лучше уж посмотреть «День выборов» от «Квартета И», вышеназванная же поделка пригодна для просмотра лишь упертым фанатам, ну, или «на безрыбье»… После, в 2007-м, вышло еще нечто под названием «Особенности национальной подледной ловли», но эта картина к прочим «Особенностям…» имеет крайне косвенное отношение – Александр Рогожкин в ее создании не участвовал (в «…политике», он, кстати, отвечал только за сценарий), из «старых» актеров снялись Федорцов, Стругачев (Лева Соловейчик) и Русскин (блондин Серега, вечно попадающий в неприятности), но сыграли они там совсем других героев. Впрочем, об этом фильме я ничего сказать не могу – не смотрел.
Но, впрочем, о чем жалеть? Все франшизы когда-нибудь скатываются, если их создатели не останавливаются вовремя. Здесь нам осталась оригинальная трилогия и новогодний спин-офф (который все же не так хорош, но смотрибелен). Вполне достаточно.
Рецензия посвящается памяти Алексея Булдакова – одного из любимых актеров моего детства. С бесконечной благодарностью за бессмертный образ генерала Михалыча – мужественного, невозмутимого и остроумного.
Моя оценка фильму - 9 из 10.
Другие недооцененные фильмы:
"Блюз Пекинской оперы"
"Вивариум"
"Идиократия"
"ЛЕГО фильм 2"
"Мистер Бин на отдыхе"
"Монах и бес"
"Моя мачеха - инопланетянка"
"Ничего себе каникулы!"
"Офисное пространство"
"Паранорман, или Как приручить зомби"
"Праздничный переполох"
"Царь скорпионов"
"Человек-Муравей и Оса"
"Хан Соло. Звездные войны. Истории"