Сезон 1960/61. Долгожданное чемпионство и обидное поражение в финале Кубка
Примера: 1-е место, 30 матчей, +24=4-2, 89 — 25
Финал Кубка: «Атлетико» — «Реал» — 3:2
Как и в прошлом году, жребий сталкивает «сливочных» едва ли не с единственным европейским соперником, которому под силу их остановить, — «Барселоной», только не в полуфинале, а на первой же стадии, в 1/8 финала. Она уже не раз проделывала это в матчах Примеры и горит желанием повторить свой успех в еще более престижном турнире. Однако теперь каталонцы обезглавлены: Эленио Эррера, главный их идейный вдохновитель и организатор, уже в «Интере», а личность сменившего его Брочича никому ни о чем не говорит. Поэтому мадридцы как-то особо и не переживают за исход дуэли. У них есть фантастическая связка Дель Соль — Ди Стефано — Пушкаш, поддерживаемая на флангах Канарио и Хенто, у них огнеупорная защита в лице Маркитоса, Касадо и Пачина с «камнедробилкой» Сантамарией (да-да, бесспорная система 4-1-5!), у них не по годам мудрый и отлично знающий всю «сливочную» кухню тренер Муньос. У каталонцев, кроме Суареса, пары «контрреволюционных соратников Пушкаша» (Кочиш да Цибор) и совсем уже древних Кубалы и вратаря Рамальетса, нет ничего. Вроде бы никаких шансов.
И вот тут из тумана далекого Альбиона выходят два человека в черном. Артур Эллис, который судит первый из поединков, на «Бернабеу», поначалу ведет себя очень скромно и прилично — ему не дают проявить себя хозяева, которые в привычном для себя стиле с первых же минут впечатывают соперника в газон и голами Матеоса и Хенто воплощают в счет свое огромное игровое преимущество. Однако после перерыва, посчитав, что дело в шляпе, резко снижают обороты и позволяют сопернику повести ответную и резкую контригру. Эллис держится до того момента, когда, справедливо не засчитав гол Кочиша, оказывается в окружении разъяренных «блаугранас», которые разве что не кулаками пытаются доказать ему ошибочность такого решения. На тонкую натуру англичанина это производит столь сильное впечатление, что после этого эпизода он тупо «сажает» хозяев на свисток. Два ответных мяча, автором которых становится Суарес, проведены после необоснованного штрафного и высосанного из пальца (или из свистка) пенальти.
Но если Эллиса впоследствии будут лишь поминать недобрыми словами (в общем-то основная вина лежит на самих «сливочных» — не следовало им так расслабляться во втором тайме), то Рег Лиф на века останется одной из самых ненавистных для Мадрида фигур. Несмотря на то что он судил самый первый из победных для «бланкос» финалов КЧ, его всегда будут называть «тот самый человек, который убил «Реал». До мяча Ди Стефано на 87-й минуте Лиф не засчитал ЧЕТЫРЕ(!!!) гола мадридцев в ворота «безукоризненного» Рамальетса. Еще при счете 0:0 он дважды неадекватно реагировал на удары Хенто, ошибочно определяя «вне игры»...
Что могло бы произойти с каталонцами при нормальном судействе, «Реал» наглядно показывает в играх чемпионата — 5:3 в гостях (через 11 дней после вылета из КЧ) и 3:2 дома, причем в обоих случаях «Барселона» спасается от разгрома на последних минутах. Два результата мадридцев (победы составили 80% от всего числа матчей и набрано 86,6% от всего возможного количества очков) по сию пору остаются в Примере непревзойденными. На счету тройки форвардов Дель Соль — Ди Стефано — Пушкаш — 65 голов.
Сезон 1961/62. Доминирование на внутренней арене и легендарный финал КЧ против «Бенфики»
Примера: 1-е место, 30 матчей, +19=5-6, 58 — 24
Финал Кубка: «Реал» — «Севилья» — 2:1
Финал КЧ: «Бенфика» — «Реал» — 5:3
В «Реале» приходит время обновить команду, как ни жаль расставаться с заслуженными ветеранами Сантистебаном, Саррагой, Матеосом, Риалем, затем Видалем и Маркитосом. Стареют, хотя все еще очень сильны, Ди Стефано и Пушкаш. На смену спешат те, кто через пять лет поведет мадридский клуб на штурм шестой европейской вершины, — защитники Мьера и Исидро (чуть позже — Санчис-старший), хавбеки Соко и Мюллер, форварды Амансио, Серена, Феликс Руис. Как всегда, в своем стиле подсуетится Сантьяго Бернабеу, который из стана злейшего врага, «Барселоны», — ей назло, себе на злорадство (хотя самому «Реалу» это, признаться, окажется по барабану) — выдернет двух ее не самых последних исполнителей, нападающих Техаду и Эваристо.
Смена поколений, которая практически для всех команд является кошмарным процессом и служит поводом для оправдания любых влетов, в «Реале» проходит практически безболезненно. Достаточно бегло просмотреть его результаты в чемпионатах Испании 60-х годов: пять побед подряд, затем второе место, потом еще три победы подряд. Первенства эти проходят по разным сценариям, с разной интригой, но с одинаковым финалом: «сливочные» впереди, за ними — все остальные с большим или меньшим отрывом. Целое десятилетие титул вообще не покидает пределы Мадрида, и лишь в 71-м столичную гегемонию удастся нарушить «Валенсии», да и той руководить будет Альфредо Ди Стефано.
Однако «Барселона» в компании с Лифом наносит мадридской империи непоправимый урон. Расшатаны многолетние устои, развенчан миф о непобедимости «Реала», Бернабеу едва ли не впервые ясно осознает, что прежние методы комплектации клуба и организации игры устарели, что старый багаж начинает тянуть назад. А особенно мешает ему громадная заноза в виде «Белой Стрелы», глубоко засевшая в теле команды. Хотя дон Сантьяго по-прежнему симпатизирует Ди Стефано, идет на любые поблажки и уступки в отношении с ним, возраст есть возраст.
Кроме того, как это ни парадоксально, «Реал», на долгих пять лет узурпировав власть в Европе, фактически запускает механизм самоуничтожения. Его пример заставляет зашевелиться многих, прежде всего амбициозных итальянцев и гонористых британцев. По всей Европе пересматривается финансовая и кадровая политика клубов, резко увеличиваются денежные вливания, налаживается система подготовки местных игроков, повсюду рыщутскауты, подчищая на корню едва только появившуюся талантливую поросль.
Наконец Кубок чемпионов, а также свежезапущенный Кубок обладателей кубков и переделанный под стандартный формат Кубок ярмарок становятся необычайно престижными соревнованиями — фактически клубными чемпионатами Европы. Становится иным и отношение к ним. Мальчиков для битья теперь можно отыскать разве что на Мальте, в Люксембурге да в Финляндии, ну еще в паре-тройке стран. Так что, несмотря на поразительные успехи «Реала» на внутренней арене, еврокубковые турниры все чаще оборачиваются для него не медом, а дегтем.
В очередном Кубке чемпионов «сливочные» лихо расправляются с «Вашашем», датским «Оденсе» и в полуфинале — с льежским «Стандардом», однако в этот самый полуфинал еле-еле проходят после тройной дуэли с «Ювентусом». Гостевая победа (супергол Ди Стефано) ничего им не дает, потому что на «Сантьяго Бернабеу» итальянцы отвечают ударом Сивори, и приходится сразиться еще раз, на нейтральном поле в Париже. Интересно, что после первого матча президент «Юве» Аньелли встречается с Хенто и предлагает ему контракт с непроставленной суммой зарплаты: пиши что хочешь, но стань плеймейкером для моих Чарльза и Сивори! Пако отвечает отказом: ему хорошо там, где он сейчас. Перед решающей игрой в Париже Аньелли обещает каждому из своих игроков по новенькому «фиату» в случае победы, но даже это не помогает: «Реал», сыграв в совершенно не свойственной ему глубокой оборонительной манере, разрывает оппонента в контратаках — 3:1.
Примерно такую же тактику избирает Муньос и на финальную игру на Олимпийском стадионе в Амстердаме. Отлично понимая, что его пожилой линии атаки не выдержать все 90 минут, тем более против молодых, злых и охочих до побед португальцев, он делает ставку на первые минуты матча — обрушить шквал атак на ворота Кошты Перейры, забить как можно больше, а затем оттянуться к своей штрафной и искать шансы в резких контрвыпадах. Ставка оказывается битой, несмотря на дубль Пушкаша уже к середине первого тайма и на 3:2 в пользу «Реала» к перерыву. Во-первых, подводит талантливейший, но очень нестабильный вратарь Аракистайн (его, обладателя Трофео Самора-62, за «подвиги» в финале отправят в глубокий запас, где он и проведет следующие пять лет, воскреснув из небытия, к сожалению, лишь однажды — в конце сезона-65/66), во-вторых, сил и энергии у «Бенфики» обнаруживается куда больше, чем ожидал Муньос. В-третьих, Эйсебио...
Автор хет-трика Пушкаш настолько измотан, что просто отказывается выходить на второй тайм и уступает только личной просьбе Бернабеу, которого срочно вызывает в раздевалку запаниковавший тренер. Но и это не помогает. После перерыва на поле играет только одна команда — «Бенфика», а «Реал» напоминает боксера в состоянии грогги, который мечтает лишь о том, чтобы этот ужас поскорее закончился. Эйсебио добивает несчастного соперника контрольным дуплетом на 65-й и 69-й минутах — 5:3.
Подписывайтесь на канал Величайшие футбольные клубы мира!