Ярмарки XIX века стали настоящими культурными центрами. В небольших городах за развлечения по-прежнему отвечали балаганы, дрессировщики и кукольные театры. Один из их героев — веселый Петрушка — стал любимцем публики.
Народ веселили и с помощью райков: так называли коробку, оснащенную увеличительными стеклами и лубочными картинками с бытовыми сюжетами. Раешники передвигали картинки и дополняли представление короткими забавными присказками. Например, такими: «А это река Висла, водичка в ней кисла, кто этой водички изопьет, тот сто лет проживет».
Зона развлечений в ярмарочном городке Нижнего Новгорода называлась «Веселая самокатная» — там располагались балаганы, сады, фотосалон и развлекательные павильоны. В одном из них даже показывали кино. В главном доме Нижегородской ярмарки проводили концерты.
Одной из главных достопримечательностей 1830-х годов был крепостной театр князя Шаховского. Смотреть спектакли Шаховского приезжали известные столичные артисты: Михаил Щепкин, Сергей Шумский, Александр Мартынов. Именно с этой крепостной труппы началась история Нижегородского театра драмы имени М. Горького, который работает до сих пор.
С середины XIX века в город на время торгов стали приезжать гастролеры: оперные и балетные труппы. Зрителям даже давали оперы «Севильский цирюльник», «Риголетто», «Фауст» в исполнении звезд итальянской сцены. В 1855 году на ярмарке выступал нижегородец, глава «Могучей кучки» Милий Балакирев.
Еще одним гастролером был певец Федор Шаляпин. Он так вспоминал о ярмарке в своей книге «Маска и душа»: «Ярмарка гудела всевозможнейшими звуками, какие только мог представить себе человек до изобретения радио. На ярмарке яркие краски России смешались с пестрыми красками мусульманского Востока. Просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища».
С ярмарочных представлений началась и история Ирбитского драматического театра имени А.Н. Островского. Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк рассказывал о культурной жизни Ирбита в романе «Приваловские миллионы».
Спектакли были так популярны, что театр «был битком набит ярмарочной публикой». «На креслах и стульях разместилось все, что было именитого на десятки верст: московские тузы по коммерции, сибирские промышленники, фабриканты, водочные короли, скупщики хлеба и сала, торговцы пушниной», — писал Мамин-Сибиряк. Ярмарка повлияла и на архитектуру Ирбита: в XIX веке в городе построили несколько каменных зданий, торговых и зрелищных заведений.
Автор: Мария Соловьёва