Ми-2 — советский многоцелевой вертолёт, который пришёл на смену Ми-1. Но, в отличие от своего предшественника, Ми-2 никогда не выпускался в СССР. О том, как это получилось и о других интересных фактах из жизни этого вертолёта и будет наша сегодняшняя статья.
В качестве иллюстраций — авторские снимки Ми-2 (бортовой номер RA-15699) из Оренбургского Музея Гражданской авиации. С любовью к деталям мы сфотографировали вертолёт изнутри и снаружи.
Задача разработки многоцелевого вертолёта на замену устаревшему Ми-1 была поставлена ОКБ-329 (в последствии московский вертолетный завод имени М.Л. Миля) указом Совета Министров СССР от 30 мая 1960 года. Уже 22 сентября 1961 года первый, опытный Ми-2 за штурвалом которого была опытный о лётчик-испытатель Г. В. Алфёров поднялся в небо и совершил пятнадцатиминутный полёт.
Всего за один год разработать и запустить новую модель вертолёта, пусть и в качестве опытного образца — достойно уважения! Правда в серию Ми-2 пошёл несколько позже, лишь в 1963 году.
В процессе создания Ми-2 конструкторы использовали достаточно большое количество узлов и агрегатов от Ми-1 (трансмиссия, редуктор, главный винт) и поэтому злые языки (в основном западные авторы) называют Ми-2 всего лишь двухмоторным вариантом Ми-1, но такие утверждения — притянутые за уши домысли. Машина была совершенно новой как по ТТХ, так и по используемым инженерным решениям.
Но как же так вышло, что из 5400 серийно изготовленных вертолётов Ми-2 ни один не был произведён непосредственно в СССР, а где же тогда их собирали? Серийное производство Ми-2 было организовано на вертолётном заводе WSK «Свидник» под Люблином (Польская Народная Республика).
Производство Ми-2 было лишь очередным этапом советско-польского сотрудничества по лицензионному производству авиационной техники, которое началось ещё с производства поляками Ми-1 в 1954 году.
Интересный факт: в большинстве случаев лицензионное производство основывается на серийной производственной документации, но от Ми-2 Польша получила лишь чертежи прототипа. Создавать технологическую карту и организовывать серийное производство полякам пришлось самим. Не без помощи специалистов из СССР, конечно.
СССР поставляли чертежи, комплектующие и специалистов, но основные задачи ложились и на польскую сторону. В ходе серийного производства КБ завода «Свидник» внесла множество изменений в конструкцию вертолёта и избавила машину от большинства «детских болячек».
Сейчас в Польше не очень любят вспоминать о советском прошлом вместе с тем забываю о том, что большая часть высокотехнологического промышленного производства в стране создавалась именно с участием советских специалистов. (тоже самое касается и прибалтийских стран)
Интересный факт: вертолёт называется Ми-2 лишь из-за вмешательства советской стороны, ведь в серию машина легко могла пойти как SM-3 или «Марабу». Неизвестно, что двигало поляками, когда они решили назвать вертолёт в честь малоприятной птицы, что питается падалью.
Кабина двухместная, но в большинстве модификаций экипаж состоял из одного человека. В нашем случае вертолёт в учебно-тренировочной версии с сдвоенными органами управления. В кабине могло разместиться 8 пассажиров или 4 на носилках (в санитарном варианте вертолёта)
Интересный факт: международная премьера Ми-2 состоялась в 1967 году на Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже и представляла вертолёт польская сторона, а не советская. Хотя полностью независимым от комплектующих из СССР производство стало только в 1974 году.
В настоящее время эксплуатируется ещё около двух сотен вертолётов Ми-2. Не смотря на преклонный возраст модернизированные версии вертолёта успешного справляются с рядовыми гражданскими задачами, но в основном в настоящее время используется в сельском хозяйстве.
Интересный факт: шесть лет Ми-2 был единственным в мире серийным вертолётом с двумя двигателями. Американский аналог Bell-212 появился лишь в 1971 году. Так, что в СССР делали не только галоши, но и порою опережали конкурентов «в чуть более технологичном производстве».
Ещё материалы из серии про советские самолёты и вертолёты:
— Легендарный Ту-154 без пассажиров и пилотов
— Очень подробный фотоотчёт из Ту-134А
— Самолёт Як-40 переоборудованный в бизнес-джет