Найти тему
script bro | сценаристы

"Заставь меня заботиться". Ключевой урок о сценарном мастерстве.

Вероятно, это одно из главных правил сторителлинга, потому что если читатель сценария заботится о ваших персонажах, он вовлекается в историю. Если им всё равно…

Каждый декабрь, начиная с 2012 года, я (Скотт Майерс) выкраиваю время, чтобы взять интервью у победителей конкурса Nicholl Fellowship. Этот год не стал исключением.

Мне вспоминается статья, которую я написал в прошлом году, и я думаю, что о ней стоит напомнить, поскольку она имеет ключевое значение для сценаристов.

Последние два дня я брал интервью у двух лауреатов премии Николл: Уокера Макнайта и Рене Паллаи. Я заметил, что в их подходах к написанию сценария есть общая нить. Во-первых, цитата из речи Уокера на ноябрьской церемонии награждения в Беверли-Хиллз:

"Мои любимые авторы на протяжении всей моей жизни были в состоянии вызвать что-то из ничего и заставить меня заботиться об истории.”

Когда я услышал этот отрывок из речи, мне вспомнился замечательный доклад сценариста и режиссера Pixar Эндрю Стэнтона на форуме TED. В нём он начинает презентацию с такого момента:

Ведущий детского телевидения мистер Роджерс всегда носил в бумажнике цитату одного социального работника, которая гласила: "честно говоря, нет никого, кого вы не могли бы полюбить, узнав их историю.” И то, как мне нравится понимать это выражение, вероятно, самая великая заповедь сторителлинга: "заставь меня заботиться.”
Эмоционально, интеллектуально, эстетически… заставь меня заботиться.
Мы все знаем, каково это - быть равнодушным. Мы переключаем сотни телевизионных каналов, один за другим. И вдруг вы останавливаетесь на чём-то, уже прошло половина действия, но что-то поймало вас, и вы втягиваетесь. Это не случайно.

Разница между заботой об истории и безразличием к ней - это разница между жизнью и смертью проекта. Каждый, кто работает в киноиндустрии — менеджер, агент, продюсер, руководитель студии - надеются прочитать сценарий, в котором они что-то почувствуют.

Они читают так много материала, что их опыт очень похож на то, что описывает Стэнтон: они переключаются с одного сценария на другой, практически не имея связи с содержанием. Подразумевается, что если читателю безразлично, что происходит в сценарии, то и кинозрителю тоже будет скучно.

Но затем, когда они пробираются через стопку сценариев, что-то их цепляет, затягивает. Им небезразлично, что происходит в этой конкретной истории.

Это и есть ваша цель. Вот что нам всем нужно.

Сделать так, чтобы читателя волновали наши герои и история.

Как автор, вы можете спросить: как это сделать? Как сделать так, чтобы читателю было не всё равно? Рене Паллаи сосредоточилась на одном ключевом моменте в речи на вручении премии Николл:

"Во всём, что я пишу, я стараюсь найти себя и часто это вырастает из чего-то глубоко личного.”

Найдите личную связь с историей. Рене живет в Малайзии. Она победила в конкурсе с сюжетом, которой происходит в Небраске. Она никогда там не была. Три главных героя рассказа: осиротевший десятилетний мальчик, его разведённая тётя и её любовник. Как она сказала в интервью:

"Я никто из этих персонажей, но я каждый них.”

Она имела в виду, что может идентифицировать себя лично с каждым персонажем, поскольку они выросли из её собственных эмоциональных и психологических проблем. Тот факт, что она заботится о каждом персонаже, заставляет нас заботиться о них, когда мы читаем сценарий.

Мы не знаем кто будет читать наш сценарий, но если в нём будет часть ваших переживаний, эмоций и личного, то людям по ту сторону экрана не останутся равнодушными.

Так же читайте:

101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий

Секрет Третьего Акта

50 клише, которые следует избегать в сценариях

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.