12 декабря 2020 отмечает 70-летие Ришар Гальяно (Richard Galliano, произносится с ударением на последний слог и в имени, и в фамилии) — французский композитор, аккордеонист, аранжировщик и дирижёр. Он родился в 1950 году в Канне (Франция, Лазурный берег). Отец преподавал аккордеон и играл на нем во время народных балов (bals musette, баль-мюзетт: теперь так называют характерную французскую аккордеонную музыку середины прошлого столетия).
В четыре года Ришар последовал отцовскому примеру: взял в руки инструмент, который в то время не пользовался почетом у «серьёзных» музыкантов и, казалось, был навечно обречён на роль незатейливого аккомпанемента танцующей публике. Поэтому, когда в юном возрасте аккордеонист попытался было выступать вместе с друзьями из джазовых ансамблей, это вызывало иронические улыбки. Такое отношение не помешало Гальяно, предварительно создавшему себе имя на эстраде (он играл в оркестрах звёзд французской песни — Жюльетт Греко, Ива Монтаан, Клода Нугаро, Барбары...), вернуться к первой любви и блестяще доказать, что для «пианино бедных» есть место в джаз-бэнде.
С начала 80-х Гальяно можно было видеть и слышать в компании таких музыкантов, как Чет Бейкер, Мишель Порталь, Рон Картер, Мишель Петручиани, Ян Гарбарек... Этапным моментом карьеры Ришара стала встреча с аргентинским композитором и исполнителем на бандонеоне (разновидность аккордеона) Астором Пьяццолой, который посоветовал ему «звучать не слишком по-американски»: вернуться к своим корням, к популярной бальной музыке, обновив и трансформировав её подобно тому, как сам гениальный аргентинец поступил с танго, создав стиль «tango nuevo» (новое танго).
Гальяно последовал совету и придумал стиль «new musette», выпустив под таким названием альбом. Впрочем, под влиянием Пьяццолы он увлекся и танго, которому посвятил альбом «New York Tango».
А когда отмечалось десятилетие смерти Пьяццолы (Астор ушёл из жизни в 1992), записал в честь друга диск «Piazzola Forever», с программой которого совершил мировое турне.
— Как только я начинаю ощущать себя запертым внутри какого-то жанра или стиля, мне сразу хочется сломать эти ограды. Предпочитаю называться просто музыкантом. Помимо джаза, я много играл и бразильскую музыку, и танго, и вальсы... Мне нравится дозировать стили... Сегодня проводится все больше концертов, прокладывающих дорогу современной синтетической форме — танго-джазу, музыке, где есть и импровизация, и свинг, — говорил Ришар Гальяно перед своими первыми выступлениями в России в первой половине 2000-х.
В 2000-е он много раз выступал в нашей стране, главным образом со своим проектом Tangaria Quartet, ориентированным на тот самый «танго-джаз» — круто замешанную смесь танго и джаза.
В 2008 г. после его выступления на джаз-фестивале в Калининграде «Джаз.Ру», в частности, писал:
В этом проекте Гальяно играет музыку на основе современного «танго нуэво», правда — с отчётливым европейским привкусом (определяемым хотя бы тем фактом, что танго он играет не на бандонеоне, а на аккордеоне). Все четверо много и со вкусом импровизируют, задействуя как интонационный строй танго, так и чисто джазовый арсенал, и создают в результате очень плотное, насыщенное звуковое полотно — хотя и довольно простыми средствами. [...] Динамичность, драйв и множество чётко выверенных беспроигрышно красивых романтических ходов, понятных любому слушателю практически на подсознательном уровне — собственно, вот так, пожалуй выглядит формула успеха выступлений этого состава.
Конечно, как это случается с каждым ансамблем «смежных жанров», на джазовых фестивалях строгие ценители чистоты стиля не всегда с восторгом относятся к появлению в программе Ришара Гальяно. Всё-таки джаза как такового, беспримесного джазового мэйнстрима, он не играет. С другой стороны, такая публика составляет даже на джазовых фестивалях меньшинство, а большинство выступлениям Гальяно как раз радуется. Вот как зам. главного редактора «Джаз.Ру» Анна Филипьева описывала выступление обновлённого состава «Тангарии» Ришара Гальяно на фестивале SibJazzFest в Новосибирске осенью 2010 г.:
Tangaria Quartet звучал предсказуемо. Но эта предсказуемость — пожалуй, как раз то, за что любят Гальяно. Вы хотите послушать красивую виртуозную музыку, вобравшую и переосмыслившую традиции французской мюзетт, аргентинского танго и некоторых других латиноамериканских ритмов? Значит, вы идёте на концерт Ришара Гальяно и получаете желаемое. Чего ж в этом плохого?
И действительно: прошло ещё 10 лет, а Ришар Гальяно продолжает, в том числе уже и с совсем другими проектами, играть красивую виртуозную музыку, в которой в той или иной степени всё так же перемешиваются джаз, мюзетт, танго и тому подобное. И это прекрасно!
Но это не единственное, чем он занят. На протяжении двух десятилетий он записал, например, три альбома с проектом Mare Nostrum (латинское название Средиземного моря, буквально «Наше море»), в который входят три музыканта: он сам, трубач с итальянского острова Сардиния — Паоло Фрезу и шведский пианист Ян Лундгрен. Нечастые концертные выступления этого состава, пожалуй, никто не решится назвать «не джазом», хотя это и не 100% джазовый мэйнстрим, а современная европейская импровизационная музыка на джазовой основе.
Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!