Людям необходимы герои, чтобы брать с них пример. Поэтому люди смотрят кино и читают книги.
Для меня одним из таких героев стал младший лейтенант Крамин из многосерийного советского телефильма "На всю оставшуюся жизнь", в котором рассказывается о санитарном поезде, сформированном в самом начале Великой Отечественной войны.
Крамин появляется на экране на 23-й минуте 2-й серии, и все сцены с ним занимают минут десять-пятнадцать, но из всего фильма я на всю жизнь запомнил именно их. И это при том, что если их из фильма убрать, то он все равно останется для меня шедевром, который мне никогда не надоест пересматривать.
Гафт сыграл Крамина исключительно своим неповторимым голосом и немного лицом, потому что по сюжету его тяжело раненный персонаж почти все время лежит на спине.
Я не хочу пересказывать историю немолодого, интеллигентного младшего лейтенанта. Это было бы слишком просто и неправильно. Потому, что тем самым я бы лишил тех, кто не смотрел "На всю оставшуюся жизнь", возможности познакомиться с Краминым в том виде, в каком его воплотил Гафт, сыгравший в этой роли то, что, пожалуй, он никогда не играл ни до, ни после — внешне незаметную героическую драму, почти трагедию, порядочного, стойкого, ироничного, умного оптимиста. И это выше и глубже, чем вместе взятые Фауст, Гамлет и король Лир. То есть рядом с созданным Гафтом образом Крамина в мировой культуре поставить нечего, потому что другие герои или не интеллигентны, или не умны, или не способны воспринимать свою боль с такой всепобеждающей ироний. И поэтому гафтовский Крамин помогает зрителю самому оставаться стойким оптимистом при трудных обстоятельствах. Потому что, "если мог Крамин, значит могу и я" .
Во всяком случае, мне помогал неоднократно. Я даже повторял иногда присказку Гафта-Крамина — "прелестно", которая сама собой всплывала в памяти в подходящие моменты, требующие стойкости и повышенного оптимизма.
Можно было бы, конечно, как это принято у кинокритиков, сказать, что произошло 100%-е попадание внешних и внутренних качеств актера Валентина Гафта в образ выдуманного персонажа Крамина. Они оба интеллигентны, умны, ироничны и оптимистичны. То есть Гафт, каким мы его знаем, как бы играет самого себя, только попавшего в другие обстоятельства. И поэтому ему не надо было особенно напрягаться для того, чтобы получилось то, что получилось.
Но я, пожалуй, с этим не соглашусь. Выдуманные обстоятельства, в которых оказывается персонаж Гафта младший лейтенант Крамин, настолько суровы и драматичны, что даже их условность не могла не отразиться на личности актера.
Такие роли для артистов это искушение и испытание, способное сделать их лучше, или хуже. Если, конечно, при этом не халтурить, а играть в полную силу.
Поэтому, я думаю, эта роль Крамина помогла и самому Валентину Иосифовичу стать тем, кем он навсегда останется в нашей памяти — гениальный, интеллигентным, умным, умеющим смотреть на весь окружающий мир и на себя в нем со здоровой долей иронии, позволяющей, несмотря ни на что, оставаться человеком.
Заходите на мой канал "Путешественник во Времени", комментируйте, ставьте лайки, подписывайтесь, делитесь ссылками в соцсетях...