Про шнорхель-то все слыхали (я надеюсь), но вот какое максимальное время могла провести подводная лодка под этим устройством? Вики довольно скупо сообщает несколько цифр, но нам же интересны подробности. Итак, чемпионом является U-978. Выйдя в боевой поход из Бергена 9 октября 1944 года, она вернулсь 16 декабря, получается, что в море провела 68 дней. Вот эта цифра и приводится, как число дней, проведённых под водой.
Однако, если хорошо прошерстить интернет, можно накопать интересные подробности. Так, из доклада Prof. Dr. Hans-Günter GIERLOFF-EMDEN, em. Universitätsprofessor der Universität München становится известно, что лодка за это время прошла над водой 107 миль, а под водой 3543 мили. Вот карта подходов к Бергену, масштаб 10 км в 1 см:
Так что как раз примерно 100 миль приходятся на плавание в прибрежных водах. В здравом рассудке под водой в этих узкостях никто ходить не будет.
А это схематический маршрут похода:
Красный значок показывает место атаки 23 ноября на американский транспорт типа Либерти " Уильям Д. Бернхэм". В дневное время судно было поражено двумя торпедами. 18 человек из команды погибли, остальные смогли воспользоваться спасательными шлюпками. Попытки буксировать судно успеха не имели, оно оказалось выброшено на берег вблизи Шербура, восстановлению не подлежало.
Так что командир лодки, на тот момент ещё обер-лейтенант цур зее Гюнтер Пульст подтвердил, что нагрудный знак подводника-фронтовика, вручаемый за доблесть, которым он был награждён за четыре дня до этой атаки, вполне заслужил.
Вот он на левой стороне груди над Железным крестом. Но самое интересное, что через 3 дня после возвращения лодки он был награждён Железным крестом 1 класса, а ещё через 3 дня, Рыцарским крестом. Если учесть, что за всё время службы ему удалость уничтожить всего один, тот самый американский транспорт, то приходит на ум, что награда была за нечто другое. А не был ли этот поход экспериментальным, с целью исследовать возможности шнорхеля? И с которым он успешно справился.
Всё ли было так просто? Вот несколько подробностей того похода.
Под шнорхелем лодка двигалась только ночью, на глубине 13,5 метров. Днём под электродвигателями на глубине 60-90 метров. За сутки прходили 60-70 миль. 25 октября начались сильные протечки воды, поскольку на шнорхеле вышло из строя резиновое уплотнение. Его заменили самодельным из промасленной пеньки. Однако 31октября произошёл сильный прорыв воды через это уплотнение.
Кроме того, разрежение внутри корпуса иногда падало до 400мм (я так понимаю, что ртутного столба). Происходили сильные забросы выхлопных газов, приходилось усиленно использовть калийные картриджи-поглотители, и тем не менее лёгкие отравления газами были нередки. Однажды большинство находившихся в центральном посту потеряли сознание от отравления и только расторопность маата Яннека, закрывшего клапан подвода топлива уберегла от более тяжёлых последствий. (интересно, а как потом расценили самовольную остановку дизеля?)
В тот раз, чтобы окончательно не задохнуться, пришлось подвсплыть для вентиляции отсеков. Кроме того, возникла проблема с удалением различных отходов. Очистки овощей, остатки пищи и прочее непотребство вроде загнивавшего от повышенной влажности хлеба. Воздух внутри лодки был наполнен отвратительными запахами. Все эти отходы собирали и периодически выстреливали через торпедный аппарат, никакого ДУКа предусмотрено не было. Так что натерпелись вволю. На снимке Гюнтер Пульст после следующего, более короткого патруля:
Команда лодки в мае 1943 года:
А эмблемой лодки был чирикающий красный воробей, сидящий на лодочном корпусе:
Им удалось дожить до конца войны. На снимке лодка возвращается из второго шнорхельнго похода 20 апреля 1945 года.
Это их последний совместный снимок:
30/31 мая Пульст с половиной команды повели лодку в Британию. В плену ему пришлось провести 3 года.
Вторым по продолжительности плаванием под шнорхелем был переход U-977 в Аргентину, когда часть команды во главе со своим командиром Хайнцем Шеффером
не захотели в плен, а отправились в Южную Америку, куда прибыли 17 августа 1945 года. Из 108 дней в море 66 они непрерывно провели без всплытия, когда пересекали наиболее опасный по их мнению район океана. Таким был Шеффер сразу после прибытия:
А вот данных, сколько времени без всплытия провела в море какая-нибудь наша дизельная лодка, в послевоенное время, конечно, - не нашёл. Что довольно обидно на фоне доступности историй иностранных подводников.
Кстати, насчёт растительности на лицах моряков:
Бороды и усы на флоте. Отдельно о подводниках.
Как моряков наказывали за отсутствие усов, а также бородах, очках и других мелочах
.........................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь