Где родились ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ? Конечно в Италии! Что за вопрос.
⠀
Давныыым давнооо, еще с античных времен было 7 "свободных искусств":
- Грамматика
- Диалектика (Логика)
- Риторика
- Арифметика
- Геометрия
- Астрономия
- И МУЗЫКА!
Не поверите, но музыка считалась математической наукой. Единственным недостатком было то, что её нельзя записать на бумаге! Она передавалась «из уст в уста» в виде песен и хранилась только в памяти человека. Понятно дело, что при такой передаче многое терялось и менялось: кто-то один неправильно спел и всё, это уже совсем другая песня.
Но вот в 990г. рождается человек, которому суждено сотворить революционный прорыв! Он придумает "грамматику" музыки.
⠀
Тосканский монах Гвидо д'Ареццо руководил певческой школой. В поисках легкого способа заучивания незнакомых мелодий Гвидо придумал систему сольмизации (1030г). Для этого он выбрал молитву к Иоанну Крестителю. В ней каждая строка пелась на ноту выше. Гвидо записал в столбик первые 2 буквы каждой строки, получилось:
- ДО
- РЕ
- МИ
- ФА
- СОЛЬ
- ЛЯ
Получается, что октава - это молитва! Но почему именно эти буквы обозначают определенную ноту?
- Do – Dominus – Господь;
- Re – rerum – материя;
- Mi – miraculum – чудо;
- Fa – familias рlanetarium – солнечная система;
- Sol – solis – Солнце;
- La – lactea via – Млечный путь;
Во время выступления хора, Гвидо для указания звуков использовал свою левую руку. Он сгибал суставы пальцев и буквально показывал ученикам, какую ноту брать в то или иное время.
⠀
Потом он стал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Заштрихованные квадратики рисовал на листе с 4 параллельными линиями, как на четырёх пальцах.
Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кругом/овалом, а не квадратом, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений вот уже почти 2 000 лет!
Седьмую ноту "СИ" добавили лишь в 1482г.
- Si – siderae – небеса;
То есть, после Гвидо д'Ареццо больше тысячелетия никто не придумал ничего нового, и все использовали только шесть нот. Веками нотная грамота развивалась, и музыканты научились "записывать" ритм. В XVIв. появились первые печатные ноты. Теперь, при желании, любой мог научиться "читать" музыку с листа. Или наоборот записать то, что услышал или придумал сам. В те времена не было "Привет, Алиса, включи песню", роль Алисы выполнял живой музыкант, который на заказ мог сыграть точно по нотам.
Нотная грамота постоянно развивается. Когда-то появился скрипичный ключ, а сейчас музыку пишут вообще цифрами. Но все музыкальные термины остались и, конечно, они на итальянском языке, как и много лет назад.
- А cappella - пение без музыкального сопровождения
- Adagio - медленный музыкальный темп
- Аllegro - весело, бодро
- Forte - громко
- Рiano - спокойно
И так далее.
⠀
ЕСТЬ ТУТ МУЗЫКАНТЫ? НА ЧЁМ ИГРАЕТЕ?)
Если статья понравилась, то подписывайтесь, ставьте лайк и скорее пишите комментарий. Буду рада с Вами пообщаться.